Ветераны, переселенцы и Донбасс: Эксперты оценили разделение МинВВОТ на два министерства

НОВОСТИ ВОСТОКА

В июле 2019 года Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц (МинВОТ) объединили с Министерства по делам ветеранов (МинВет) и создали – Министерство по делам ветеранов, временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины (МинВВОТ).

Но новое ведомство ждет реорганизация. Как заявила глава МинВВОТ Оксана Коляда, министерство будет разделено. Скорее всего, останется Министерство по делам ветеранов (МинВет) и появится Министерство по вопросам реинтеграции. Эксперты прокомментировали «Донецким новостям» это решение и его возможны последствия.

Алексей Кущ, эксперт инcтитута Growford:

– Думаю, что смысл объединения МинВет и МинВОТ было продиктовано тем, что у новой власти не было достаточно кандидатур, которые могли бы аозглавить данные министерства. В итоге получили некий гибрид, при том, что у МинВОТ и МинВет – разный функционал.

Честно говоря, мне не совсем понятна необходимость создания отдельного «ветеранского министерства». Мы в какой-то мере просто скопировали опыт США. Но там проблема ветеранов значительно масштабнее, чем в Украине. Ведь Штаты практически постоянно ведут войны за рубежом. Это не только Вьетнам. Это и Афганистан, и Ирак, и ряд других стран.

В Украине же, как мне кажется, те деньги, которые закладывали на создание МинВет, логичнее было бы отдать на программы, связанные с ветеранами. А при Министерстве соцполитики (Минсоц) создать специальный департамент, который бы координировал работу с ветеранскими организациями на местах (они лучше знают все проблемы). Со стороны государства хватило бы небольшого координационного центра.

Все при том же Минсоце следовало бы создать и департамент, который занимался бы пенсионерами, проживающими на временно оккупированных территориях, а также – внутреннее перемещенными лицами (ВПЛ). По большому счету – ветераны, ВПЛ и пенсионеры с оккупированного Донбасса – это все категории людей, которые имеют определенный набор социальных проблем. И заниматься этим должно профильное министерство. А то ведь получается, что Минсоц частично лишили присущих ему функций, тогда как в глазах людей именно это ведомство отвечает за соцполитику. Логично было бы, чтобы в руках Минсоца была полная концентрация определенных рычагов и инструментариев. И чтобы именно это министерство несло ответственность за них.

А вот Министерство по вопросам реинтеграции, действительно, необходимо. Ведь нам нужна комплексная государственная политика в этом направлении. И такое министерство стало бы – без распыления на точечные проблемы – тем самым мозговым центром, который бы разрабатывал все аспекты реинтеграции (социальный, экономический, информационный, военный, внешнеполитический) и координировал различные министерства и ведомства, реализуя данную стратегию.

Энрике Менендес, глава аналитического центра «Институт региональной политики»:

– Я считаю неправильной, провальной идею изначального объединения двух разных министерств, двух разных процессов. Так что – поддерживаю разделение МинВВОТ.

При этом нужно понимать, что от простого разделения эффективнее работа не будет. Прежнее МинВОТ работало бессистемно, не имело ресурса. И если Министерство по вопросам реинтегации не получит соответствующие полномочия и ресурсы – толку не будет и от него.

Новое министерство должно участвовать во всех политических процессах, связанных с Донбассом. Иметь квоту в Минской переговорной группе. Контактировать с руководством военно-гражданских администраций в Донецкой и Луганской областях. Должны быть созданы соответствующие департаменты. Чтобы во время реальной реинтеграции подконтрольная часть Донбасса была к ней готова. И чтобы были люди, готовые зайти в исполнительную власть на реинтегрированной территории. Должны быть построены механизмы, которые позволят пройти этот непростой процесс максимально безболезненно и эффективно.

Игорь Попов, эксперт Украинского института будущего:

– Главные причины реформы этих министерств – политические. Президент Владимир Зеленский реально готовит реинтеграцию неконтролируемых территорий Донбасса, и эта работа требует специальной координации на уровне правительства.

Бывшее МинВОТ занималось реализацией задач в условиях открытого конфликта, экономической блокады и урезания социальных программ для тех территорий. Для нынешней власти программа-максимум – это возврат территорий на условиях особого статуса, а тактические задачи – снятие экономической блокады, возобновление выплат пенсий, запуск специальных СМИ, гуманитарный диалог. Политический диалог также может быть расширен и проходить не только в Минске.

В то же время, Министерство по делам ветеранов имеет несколько другие (несомненно важные и масштабные) задачи – социальная адаптация ветеранов, проекты трудоустройства, социальной защиты, юридической поддержки.

Слияния министерств не дали эффекта ни в данном случае, ни тем более при объединении Минэкономики с Минагропромом. Функции структурных подразделений остались те же, но добавилось управленческого бардака. Поэтому пока что можно «развести» сотрудников по старым проверенным структурам.

Мария Красненко, правозащитник, юрист Общественного холдинга «Группа влияния» («Група впливу»):

– Вопросы функционирования объединенного министерства (МинВВОТ) возникли с момента принятия такого решения. Отдельные представители власти и гражданского общества говорили о нецелесообразности такого решения, о необходимости создания офиса профильного вице-премьер-министра, поскольку указанные вопросы частично входят в полномочия всех министерств.

Другим фактором не в пользу объединенного министерства оставалась возможность сочетать интересы различных категорий граждан – участников боевых действий и переселенцев, жителей временно оккупированных территорий.

Нельзя сказать, что объединенное министерство «провалилось» или показало отрицательные результаты. Но не приходится говорить и о том, что сформированные цели (в соответствии с планом действий правительства) покрывают все запросы, равно как о том, что налажена коммуникация между другими министерствами.

В конечном итоге, важен не сколько формат, сколько возможные применимые механизмы влияния и готовность к действиям. Надеемся, что в новом формате работы их будет (как и понимание проблемы) еще больше.

Олег Вострых, руководитель Фундации «Высшая школа профессиональной политики»:

– Видеть логику в действиях правительства становится все тяжелее. Промышленное производство падает, специалисты и просто работоспособное население разъезжаются по миру в поисках достойной оплаты своего труда, армия пенсионеров и социальная нагрузка на бюджет растут, на востоке Украины продолжаются военные действия и продолжают гибнуть наши военные.

Так что говорить и о логике изначального объединения ведомств в одно (в МинВВОТ), а теперь его разъединения – не приходится. Ведь реально стратегической задачи у всего нынешнего правительства нет. Есть набор фраз о создании миллиона рабочих мест, водопаде инвестиций в украинскую экономику и прочем наборе типовых популистских заявлений. Что и подчеркнула нынешняя министр Оксана Коляда, которая сама признала, что надо применить принципиально новый подход и стратегическое видение.

«Стратегическое видение», вероятней всего, в данном случае, это то, что не смогли поделить бюджеты и соответствующие процессы под них внутри Кабмина. Либо появилась фигура, которой необходима должность в статусе министра для усиления одной из групп влияния в правительстве. Как тут не вспомнить закон Паркинсона о росте числа чиновников независимо от количества производимой работы. Исходя из этого, вероятно, и было принято решение о разделении. О каких-то серьезных программах и улучшении процессов внутри министерства пока говорить не приходится.

Михаил Фоменко, юрист-аналитик общественной организации «Донбасс-SOS»:

– Совмещение двух министерств в одно рассматривалось как экономия бюджетных средств. Чем обусловлено сейчас их разделение – трудно сказать.

Возможно, пришло понимание, что в рамках министерства, глава которого больше занимается вопросами ветеранов, должным образом не обеспечивается внимание к вопросам внутренне перемещенных лиц. Возможно – по иным причинам, которые мы не знаем.

Изначально позиция вице-премьера по реинтеграции, которую сейчас предлагают сделать, была наилучшим вариантом. Почти все правозащитные организации считали это правильным. У нас был бы отдельный орган, который занимался непосредственно вопросами реинтеграции. А не смешение органов, как в итоге произошло с МинВет и МинВОТ. И не профильные замминистры, каждый из которых бы занимался своей частью работы, без ответственного, без согласованного центра, который бы эту работу направлял.

В этом плане позиция вице-премьера или профильного министерства со своим министром – лучше. Тогда разрабатывать политику реинтеграции, ее реализовывать будет конкретно ответственное лицо и министерство.

Юлия Тищенко, аналитик Украинского независимого центра политических исследований:

– Решение об институциональной реорганизации можно только приветствовать. Темы, связанные с проблемами временно оккупированных территорий интегральные. Одно министерство не может решать вопросы образования, экологии, экономики оккупированных территорий, заниматься переселенцами. Не хватает координации. Поэтому разделение МинВВОТ логично с точки зрения проблем, функционала.

Для интегрального решения проблем оккупированных территорий должен быть вице-премьер-министр + министр по вопросам этих территорий. Для того, чтобы решать проблемы в различных политиках и сферах. В разных министерствах должны быть ответственные по вопросам оккупированных территорий.

Есть и иностранная практика. Например, в Молдове, вице-премьер-министр + министр, там 25 лет конфликта доказали эффективность такой институциональной составляющей. Поэтому министр Оксана Коляда демонстрирует реальное видение всех институциональных вызовов. Если реинтеграция – приоритет, то для реализации соответствующей политики следует создавать институциональные условия.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ДНЕПРОПЕТРОВЩИНА
На Дніпровщині відкрився центр підтримки для переселенців

Гуманітарні центри — це локації, де надається підтримка мешканцям області, які перемістилися до більш безпечних регіонів України, створюються якісні умови для доступу населення до послуг, що сприяють адаптації, соціалізації та реалізації власного потенціалу в умовах війни, місце можливостей та єднання. Центр для підтримки жителів Селидівської громади, що покинули домівку через …

ЛУГАНЩИНА
Норвезька рада у справах біженців відкриває прийом заявок на допомогу

9 вересня, о 9:00 Норвезька рада у справах біженців (NRC) в Україні починає приймати заявки на багатоцільову грошову допомогу. Детальну інформацію щодо умов участі та подання заявок можна знайти на сайті організації. Під час попередньої хвилі допомоги NRC змогла підтримати понад 76 тисяч осіб. Це – 10 відсотків від поданих заявок. У …

НОВОСТИ ВОСТОКА
Затримка виплат ВПО: куди та до кого звертатися, аби відновили фінансову допомогу

Переселенці, яким затримують належні виплати, можуть звертатися до органів соцзахисту, ЦНАПу, Мінреінтеграції або до Офісу уповноваженого з питань ВПО. Для частини внутрішньо переміщених осіб діють соціальні виплати. Для людей, які вимушено покинули свої домівки, передбачено фінансову допомогу від держави у розмірі 2 тис. грн для осіб від 18 років та 3 тис. грн для дітей та осіб …