УКРАИНСКИЙ ПО СКАЙПУ В ДОНЕЦКЕ. НОВАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОККУПАЦИИ

Курсы для переселенцев

Военный конфликт изменил систему доставки утвержденных министерством образования Украины знаний в оккупированные районы Донбасса. Дети в Донецке и Луганске без привычной школьной обязаловки изучают «Тіні забутих предків» и консультируются с украинскими учителями по скайпу, пока в местных школах устанавливают новые «красные» уголки с «героями ДНР».

В общеобразовательной школе №13 в Славянске обучают детей из оккупации онлайн. У педагогов есть свой сайт, на котором хранятся все данные для дистанционного обучения. Учитель может вставить на страницу своего онлайн-урока все интерактивные элементы, которые считает нужными.

В Донецкой области работают 10 школ, где можно учиться дистанционно, в Луганской – 13. Не все школы обучают детей дистанционно с 1 по 11 класс. Где-то принимают с 8-го класса, где-то – с 9-го или даже 11-го.

От учителей-дистанционщиков требуется умение управлять онлайн-платформами. Для этого им самим время от времени нужно проходить обучение. Куратор дистанционного образования в школе №13 Славянска Татьяна Ляш говорит, что учителя уже дважды посещали курсы по дистанционному преподаванию.

За последние пять лет в украинской системе образования произошли серьезные изменения, часть которых вовсе не связана с реформой в стране. После того как был аннексирован Крым, а отдельные районы Донецкой и Луганской областей взяли курс на российские стандарты обучения, правительство задумалось над тем, как вовлечь в украинское пространство подрастающее поколение оккупированных территорий.

Пока вузы-двойники в Донецке и Луганске выдают молодежи бесперспективные «дипломы» и недействительные «аттестаты», на подконтрольной территории региона работают центры «Донбасс-Украина» и «Крым-Украина».

Все причастные к процессу обучения этих детей – учителя, преподаватели, государственные чиновники – называют происходящее настоящей борьбой за умы.

Далеко не сразу после начала боевых действий, а лишь в 2016 году правительство начало упрощать процесс поступления в украинские вузы. Шаг за шагом, не без помощи общественности и международных организаций, в Украине принимались решения об особой процедуре получения аттестата украинского образца, сдаче экзаменов, подаче документов, сроках и так далее.

Сегодня около 4,5 тысяч детей с оккупированных территорий Донбасса дистанционно получают украинское образование. В министерстве образования и науки не считают эту цифру весомой, хотя и отмечают, что количество учеников растет.

Министр Анна Новосад высказала неудовлетворенность работой центров и школ, которые обучают детей дистанционно. Во время Форума Единства в Мариуполе она выразила сомнения не только в качестве учебных программ, но и в возможностях самих школ, часть которых не получают достаточной финансовой поддержки от государства.

Министр пояснила, что учителям сложно учитывать часы, которые они тратят на дистанционное образование. «Государство им практически не доплачивает», — подчеркнула Новосад. Также ей известно, что некоторые школы, которые «на бумаге» предоставляют дистанционное образование, на самом деле не имеют доступа к интернету. «Возникает вопрос, как наши цифры из отчетов совпадают с реальностью?» — отметила она.

Что такое дистанционное обучение для донецких и луганских школьников?

Государственные школы, в первую очередь на Донбассе, открыли для себя с новой стороны дистанционный способ обучения. А все потому, что дистанционное обучение школьников должно отличаться от привычной заочной схемы. На шестой год изоляции Донецка и Луганска, особенно тяжело приходится старшеклассникам, которые находясь там, дистанционно получают украинское образование. Да, ученики 10-х и 11-х классов могут пройти экстерном за один год несколько классов. Но в школах и вузах при «Л-ДНР» дети сегодня минимально изучают те предметы, которые нужно сдать, чтобы получить аттестат: украинский язык и литература, история Украины, география Украины, правоведение.

Как правило, старшеклассники в неподконтрольных городах Донбасса учатся в местных школах и параллельно изучают украинские предметы – самостоятельно, с репетиторами или при помощи образовательных онлайн-ресурсов.

Такому ученику нужно лично присутствовать в школе на подконтрольной территории один раз в год – во время сдачи годового оценивания и итоговой аттестации – для 9-х и 11-х классов.

В украинских школах делают акцент на «апдейте» учителей и самого учебного материала. Создаются целые массивы электронных данных – бесплатные видеоуроки, тесты, игры, презентации. Вдобавок к этому, конечно, личное общение учителя с детьми в чатах.

Татьяна Ляш пользуется онлайн-платформой Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) для изложения своего материала. Платформу используют не только для учеников из оккупированных городов, но и для остальных детей во время затяжных карантинов.

Учеба по переписке 

Самообучение, развитие навыков работы с техникой просто необходимы современному учителю. Как отметила исполнительный директор фонда «Открытая политика» Ирина Жданова, иногда дети сами помогают учителям разбираться в компьютерных технологиях. Но онлайн-интерактива не будет, если не будет качественного интернета. И это одна из серьезных проблем дистанционного обучения на Донбассе.

«Не всегда у учителей есть возможность качественно обучаться. Без кабельного оптоволоконного интернета в каждое учебное заведение Украины мы не можем говорить о развитии и о доступности образования», — считает Жданова.

Она считает, что услуги по повышению квалификации учителей должны оказывать не только государственные институты, но и общественные. В пример она привела Международную зеленую школу, которая уже три года обучает педагогов.

Она добавила, что в таком случае проблему сможет решить только государственная политика – «синергия доноров и государства, потому что школа не может построить вышку».

Татьяна Сидашева, и.о. директора департамента образования и науки Донецкой ОГА, в свою очередь рассказала, что почти все школы области сегодня с интернетом, а вот его качество в некоторых школах оставляет желать лучшего. Сидашева отметила, что на расширение интернет-покрытия в учебных заведениях области учтены деньги из образовательной субвенции, но не всегда провайдеры готовы предоставлять здесь свои услуги.

«Провайдеры не хотят заходить. Это или опасно для жизни, или финансово неинтересно», — объяснила она.

Не исключено, что проблему решит социально-ответственный бизнес, но его тоже нужно заинтересовать. Такое мнение высказал Владимир Божинский, руководитель экспертной группы Директората дошкольного и школьного образования МОН.

«Я могу понять его реакцию бизнеса, если он видит риски, например, в том, что его инфраструктура может быть разрушена или перейдет под контроль в другие руки. Но если будет принято политическое решение, обратиться с таким предложение к оператору, нужно заранее создать проект с конкретными цифрами. Бизнесу, вероятно, не будет интересно, если мы просто скажем: «нам надо обеспечить интернет в таком-то регионе». Ему нужен конкретный проект – какой интернет, какая сеть, какое покрытие и так далее. Это соответственно, задача органов власти этого региона – сформировать определенный бизнес-проект. Или, может, даже не просчитывать, бизнес сам все посчитает, но проект нужно презентовать», — рассуждает Божинский.

В крупных городах Донецкой области, подконтрольных правительству, особенно тех, что удалены от линии фронта, есть школы, в которых нет нареканий на качество интернета. Школа №13 в Славянске, о которой мы писали выше, именно такая. Как рассказала Татьяна Ляш, учебное заведение было подключено к сети в 2014-2015 годах. Но, в каком-то смысле школе просто повезло: у нее появился провайдер-меценат, которому она платит гривну в год. Пример – удачный, но локальный. К тому же не стоит забывать, что качество интернета по ту сторону линии соприкосновения тоже мешает детям учиться. Пока Украина теоретически может повлиять на качество связи лишь в подконтрольных городах Донбасса.

Дистанционное обучение станет недоступным для Донецка и Луганска?

Отсутствие качественного интернет-покрытия для школ Донбасса – не единственная проблема, считает Ирина Жданова. Она указывает, что для сферы дистанционного образования в Украине не хватает ни нормативно-правового обеспечения, ни разработанного контента, ни адаптированных программ под стандарт образования. Кроме этого, она убеждена, что обучение учителей – это мандат не только институтов последипломного педагогического образования.

«Часто они (институты, — ред.) работают на количество, а не на качество. Я не верю, что можно посадить за одну парту учителя, например, из продвинутой мариупольской гимназии и из школы Зайцево. Они не будут одинаково усваивать материал, потому что у них разный уровень подготовки. У учителей Мариуполя есть интернет и больше возможностей развиваться, чем у учителей Зайцево», — считает Жданова.

При этом она подчеркивает: «Работники сферы образования сегодня делают все возможное и невозможное для качественного развития дистанционного обучения».

В середине октября от имени Фонда «Відкрита політика» Жданова на своей странице в Facebook высказала обеспокоенность тем, что потребности департаментов образования Донецкой и Луганской областей не учтены в стратегии Украинского образовательного кластера на 2020 год. А это, по словам Ждановой, проекты в поддержку дистанционного обучения, «горячей линии» и информационной кампании для молодежи с оккупированных территорий.


Образовательный кластер в Украине -это форум для координации и сотрудничества в сфере образования в условиях гуманитарных кризисов. Он был официально активирован в Украине в 2014 году. Образовательный кластер объединяет общественные организации, международные неправительственные организации, агентства ООН, и других партнеров в рамках общей цели обеспечения предсказуемого, хорошо скоординированного и справедливого предоставления помощи в сфере образования для пострадавшего от конфликта на востоке Украины населения.

И.о. координатора Кластера по вопросам образования Ольга Кашуба в комментарии «Новостям Донбасса» рассказала, что Кластер не планирует снижать активности.

«Мы наоборот говорим, что эти активности крайне важны и их необходимо продолжать и в то же время искать возможности для других, альтернативных способов поддержки детей и предоставления доступа к образованию», — отметила Кашуба.

Отвечая на вопрос, выступает ли Кластер за то, чтобы Украина начала признавать аттестаты, выданные группировками «Л-ДНР», она ответила: «Такого не было. Мы лишь говорили, что 120 тысяч детей уже столкнулись с тем, что их документы об образовании не имеют широкого признания».

Министр Анна Новосад сообщила «Новостям Донбасса», что Украина не будет признавать «аттестаты Л-ДНР», но «рано или поздно мы должны найти механизм», как проверять знания детей, окончивших школу на оккупированных территориях.

«Мы просто не знаем, чему они их там обучают. Механизм реинтеграции в образовательный процесс нужно будет пересматривать. К сожалению, время идет. Мы уже говорим о детях, которые пошли в начальную школу, не обучаясь в украинской школе», — отметила Новосад.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

КИЕВЩИНА
Европейские страны предоставляют бесплатное лечение пострадавшим от войны украинцам: как получить помощь

Программа охватывает как гражданских, так и военных, среди которых около 739 детей с тяжелыми заболеваниями, и оказывает им специализированную помощь и реабилитацию Украинцы, которые понесли ущерб от войны, имеют возможность получить бесплатную медицинскую помощь в клиниках Европы и мира. С момента полномасштабного вторжения России еженедельно украинские больницы направляют украинцев на …

ДНЕПРОПЕТРОВЩИНА
На Дніпровщині відкрився центр підтримки для переселенців

Гуманітарні центри — це локації, де надається підтримка мешканцям області, які перемістилися до більш безпечних регіонів України, створюються якісні умови для доступу населення до послуг, що сприяють адаптації, соціалізації та реалізації власного потенціалу в умовах війни, місце можливостей та єднання. Центр для підтримки жителів Селидівської громади, що покинули домівку через …

ЛУГАНЩИНА
Норвезька рада у справах біженців відкриває прийом заявок на допомогу

9 вересня, о 9:00 Норвезька рада у справах біженців (NRC) в Україні починає приймати заявки на багатоцільову грошову допомогу. Детальну інформацію щодо умов участі та подання заявок можна знайти на сайті організації. Під час попередньої хвилі допомоги NRC змогла підтримати понад 76 тисяч осіб. Це – 10 відсотків від поданих заявок. У …

Глушитель на АК