C 1 января в Украине начал действовать «налог на Google». По нему все цифровые покупки, которые украинцы осуществляют в зарубежных компаниях-нерезидентах, должны облагаться налогом на добавленную стоимость — НДС.
Новые налоги чаще всего приводят к росту цены на конечный продукт. Иными словами, заплатит в украинский бюджет скорее всего не Google или Apple, а сам украинский потребитель.
«Страна» отвечает на главные вопросы о «цифровом налоге».
Чего коснется новый налог?
Его должны платить компании, которые продают украинцам цифровые товары или услуги, но не через юридическое лицо в Украине, а напрямую.
Под это понятие подпадает не только Google — но и Apple, Facebook-Meta, Netflix, Microsoft и другие подобные компании.
Важно, чтобы товар был именно цифровым. Если речь об оплате в интернете товаров, которые доставляются в офлайне, то налог не применяется. То есть электронные книги будут продаваться с налогом, а бумажные — без.
Также важно присутствие человека в этих коммуникациях. Если речь о видеоуроке с участием преподавателя, норма закона не работает. Если же онлайн-курс работает автоматически и результат оценивается алгоритмом — то налог взимается.
Тариф аналогично включается в стоимость и при покупке рекламы в Facebook и Google. А также любых цифровых продуктов — игр, программ в Google Play и AppStore. Причем, если, к примеру, вы покупаете игру, то налог взимается не только за цену игры, но и за внутриигровые покупки (донаты).
Касается он покупок от украинцев — физических лиц, которые не являются предпринимателями.
Сколько будут брать?
НДС в Украине составляет 20%. То есть теперь он должен быть включен в цену каждой транзакции с цифровыми гигантами.
Отметим, что это очень высокая ставка. В других странах она существенно ниже. Так, сегодня Казахстан ввел аналогичный налог — но только 12%.
Во Франции взимается вообще 3% от дохода зарубежных цифровых компаний, а в Британии — 2%. В Польше планируют облагать «цифровиков»-нерезидентов 5-процентным налогом. Примерно такие же цифры в других странах.
Почему за рубежом не торопятся задирать этот налог?
Причины две. На Западе при огромных оборотах IT-гигантов слишком высокие налоги можно и не применять. Во-вторых, если этот налог будет слишком обременительным, Google и другие просто переложат его на потребителя, подняв цены.
Таким образом иностранные правительства стараются смягчить удар прежде всего по своим гражданам. И создают условия, чтобы сильного роста цен не произошло.
То есть, конечная цель таких налогов — выбить деньги с американских цифровых корпораций. И часто они могут вообще «проглотить» новый налог и не взвинчивать цены, чтобы не потерять конкурентное положение на рынке.
Но в случае огромного 20-процентного НДС, цены для украинских потребителей начнут расти.
Как вырастут цены для украинцев
В конце декабря Facebook разослал пользователям бизнес-аккаунтов уведомление о 20-процентной наценке, начиная с 1 января.
В нем говорится, что это коснется всех клиентов, кто не является предпринимателями-плательщиками НДС. И дается алгоритм, как подтвердить, если вы уже платите этот налог в Украине.
«Если вы… предоставляете свой действующий идентификатор плательщика НДС, Facebook не добавляет НДС к вашей покупке рекламы, и вы будете нести ответственность за уплату НДС в соответствии с Налоговым кодексом Украины», — говорится в сообщении.
Речь здесь идет о тех, кто покупает в этой соцсети рекламу и продвижение.
Аналогичный текст начал еще раньше рассылать Google.
«Во исполнение местного законодательства в Украине Google начинает взимать 20% НДС на цифровые услуги для физических лиц и предпринимателей в Украине, которые не зарегистрированы как бизнес», — говорится в заявлении компании.
Оно также касается тех, кто платит за продвижение в Google по ключевым словам. При этом издатели контента будут получать столько же, сколько и раньше.
При этом о подорожании услуг для обычных потребителей пока информации нет. Например, семейная подписка на YouTube Premium по-прежнему предлагается за 149 гривен в месяц — как и на протяжении всего 2021 года.
Также пока не менялись цены на Google-фильмы и игры в Google Play.
Об изменении стоимости подписки пока не заявлял и Netflix. На сайте сервиса значится та же цена базовой подписки, что и была — 4,99 доллара в месяц.
То есть пока мы видим, что цены растут в основном для бизнес-клиентов — тех, кто рекламирует свои товары и услуги через соцсети.
А также для фрилансеров — по информации «Страны», ряд международных фриланс-бирж заявили, что включают НДС в тарифы на рекламное продвижение аккаунтов заказчиков и исполнителей работ.
Также мы выяснили, что сообщение о росте цен коснулось пользователей продуктов Adobe. И уже объявили о 20-процентном росте цены для пользователей облачного хранилища компании — Creative Cloud.
Иными словами, украинская власть ввела скрытый новый налог на тех, кто не будучи предпринимателем в Украине, ведет похожую деятельность на цифровых площадках.