16.10.2022

Александра Витязева когда-то работала в туристическом бизнесе, но решила сменить деятельность. Девушка выучилась на сценаристке и сейчас пишет сериалы для украинских телеканалов, а еще выиграла грант на съемку социальной рекламы.

Саша рассказала, сколько раз можно переписывать сценарий, где Американцы смотреть онлайн, можно ли сделать детектив без штампов и как смотрят фильмы работники сферы кино.

От бизнеса к творчеству

— Профессии я меняю чаще, чем прически. А если серьезно, в этом нет ничего удивительного. Сейчас трансформации в обществе происходят очень быстро, исчезают старые профессии, появляются новые, поэтому нужно быстро учиться и приспосабливаться. Я это хорошо усвоила — немного поучилась на педагогическом, но, наконец, закончила юридический, поработала юристом, а потом открыла туристическое агентство. Со временем я поняла, что это не работа моей мечты. Оказалось, я просто путала туризм с эмиграцией, как в известном анекдоте. Работать в туристической сфере и быть туристом – это совершенно разные вещи. К примеру, я в течение многих лет не могла никуда уехать летом из-за работы.

Американцы смотреть онлайн

Писать мне нравилось всегда. И только в 2015 году я решила показать кому-то результаты своего творчества. Моя подруга работала в киевском издании и договорилась с редактором. Мне дали тестовое задание. Помню, как я боялась отправлять свою писанину. Но редактор внес свои правки и опубликовал статью. Для меня это был большой успех. Самое важное, что мне посоветовали продолжать писать. Этого было достаточно, чтобы двигаться дальше.

Журналистика мне не очень нравилась. Хорошего журналиста ноги кормят, а я по натуре домоседка. Немного подумав, выбрала сценаристику. Да и кто бы не хотел быть причастным к созданию экранной магии? Вообще это сильно романтизированная в народном воображении профессия. К тому же мне казалось, что заработок у сценаристов выше, чем у других работников «текстовой индустрии» — на меня это также повлияло. Итак, я выбрала курсы и начала учиться.

Четыре шутки в минуту

Оказалось, что выучиться – это только половина дела. Надо еще получить работу, а начинающих сценаристов неохотно берут в проекты и редко доверяют писать весь сценарий. Саша рассказала, как сценаристы получают работу в кино:

— Каждый сценарист имеет по его мнению гениальную идею фильма или сериала, а каждый начинающий мечтает поразить своей идеей какого-нибудь продюсера. Но, как правило, у продюсеров есть свои задумки. Чаще сценаристу заказывают разработку уже имеющейся идеи — сообщают жанр, количество серий, если это сериал, какие-то особые требования, референсы (ссылка на похожие успешно реализуемые проекты). Сценарист разрабатывает синопсис, в котором подробно описывает свое видение идеи. Это немного похоже на написание произведения на определенную тему в школе. Обязательно будут правки. Могут попросить сменить место действия или пол главного героя. Если результат устраивает продюсера, сценарист получает официальный заказ и приступает к написанию собственного сценария.

Впрочем, к начинающему вряд ли кто-нибудь обратится с предложением разрабатывать идею полностью. Скорее всего, ему удастся попасть в команду сценаристов — так называемую writers’ room (сценарная комната) или устроиться диалогистом (пишущий только диалоги сценарист), потому что это считается самой легкой частью работы.

Мне повезло – на первом же проекте я была одним из главных авторов ситкома для НЛО-ТВ. Я сама разрабатывала идею, персонажей, план сериала, написала 16 серий из 20. Ситком – непростой для написания жанр. По правилам, частота шуток в серии – четыре в минуту. Обычно на ситкомах работает команда авторов в сценарной комнате. Я писала один, к тому же в очень сжатые сроки. Это был серьезный вызов.