Переселенцы – «свои среди чужих, чужие среди своих». История переселения ВУЗов Донбасса

Lifelong Learning – это модное европейское явление, когда образование происходит на протяжении всей жизни. Злые языки скажут: Не доросли мы до такого самообразования. Но Украинское государство и его слуги всегда готовы «прийти на помощь»…
Безудержное стремление в Европу не раз толкало наших политиков на сделки с совестью. Вот и теперь каждый из аспектов жизни вынужденно переселённых лиц вызывает негодование от популизма и пустословия украинских властей, от сознательного бездействия и тенденций к отказу от собственного народа.
Жизненно важные стороны социальной адаптации переселенцев, как мы отмечали в прошлых статьях, усложнены и, как правило, лишены поддержки со стороны властьпредержащих.
Переезжая на новое место, ВПЛ не могут получить должного медицинского обслуживания, социальных гарантий, трудоустройства и жилищного обеспечения. Что уж говорить о таком предмете роскоши, как образование.
Не секрет, что образовательная сфера в Украине – это спрут с тысячей щупальцев, сопряженный с круговой порукой, низким качеством продукта и сложными финансовыми взаимоотношениями.
Все системные кризисы затрагивают ВУЗы — аборигены в «студенческих» городах с историей, мощной материальной базой и коллективом блестящих педагогов. Для перемещённых же ВУЗов ситуация стала «патовой», говоря шахматной терминологией.
Квартирный вопрос.
Не раз в своих публикациях мы ссылались на бессмертного Михаила Афанасьевича Булгакова. Вот и теперь, глядя на украинцев «в массе» можно с уверенностью сказать, что квартирный вопрос часто портит многое.
С начала АТО со спорных территорий были вывезены 16 Высших Учебных Заведений и 10 научных учреждений. Переезд ВУЗа на новое место дислокации сродни стихийному бедствию. Ведь переезжает преподавательский состав, студенчество, материально-техническая база и библиотечный фонд.
А дальше, следуя принципу «самим мало» местные добродетели выделяют жалкие углы на территории уже существующих ВУЗов и организаций. При этом добродетель имеет вполне ощутимый эквивалент в виде высокой арендной платы.
Оправившись от бегства из-под обстрелов, переселенные педагоги и студенты стали в числе прочих решать жилищный вопрос. Но и здесь их ждало уже привычное разочарование. Аренда квартир вдвое, а то и втрое подорожала к приезду «званых» гостей.
К слову, финансовое обеспечение преподавателей и студентов оставляет желать лучшего. Зарплаты превратились в 0,5 и 0,25 ставки, а переоформить стипендию крайне сложно и продолжительно по времени.
Общежития для студентов – это бич даже для самих ВУЗов – аборигенов, поэтому студентам-переселенцам там отнюдь не рады.
Для иллюстрации. Учитывая все сопутствующие трудности и в целях экономии, преподаватели арендуют квартиры вшестером – всемером, составляя графики одновременного присутствия дома.
Студенты, не имея средств на оплату транспорта, просят преподавателей приехать для прочтения лекции к ним в квартиру или общежитие. После двух недель лекций, многие просто уезжают назад, не имея материальных возможностей для пребывания в новом месте обучения.
Всё это можно было бы отнести к временным трудностям, но следствие такой необустроенности ВУЗов отзовётся в будущем звучным эхо. Уже сейчас многие деканаты перемещенных ВУЗов сквозь пальцы смотрят на успеваемость, а, значит, вынужденно потакают снижению качества образования.
Да и само образование в условиях переезда крайне осложнено. Без литературы, техники, лабораторий и других спутников знаний, преподавание превращается в фикцию. Сам же перевод сопровождается бюрократическими мытарствами и неприятием со стороны местных представителей власти.
Затрагивая тему переселенцев, в итоге всегда звучит вердикт о необходимости выработки особых механизмов и процедуры для решения узких проблем. Перемещённые ВУЗы также не обошла эта участь.
Каждая лицензия и аккредитация, полученная до начала военных действий, требует подтверждения. А таковое обречено на провал, в виду отсутствия прежней материально-технической базы, штата и набора.
Однако по сей день, процедура отсрочки или верификации не разработана. К примеру, не все абитуриенты с оккупированных территорий сдали ЗНО. Что, учитывая стандартную процедуру без особых механизмов, лишает студентов возможности учиться. Не говоря уже о бесконечных препонах на КПП при пересечении границы АТО.
Именно поэтому не в силах обеспечить себе пропитание и проживание, а также по причине низкого качества практических занятий, лекционного материала, многие студенты однажды не возвращаются с оккупированных территорий или уходят на вольное слушанье в другие ВУЗы.
По данным вступительных экзаменов большинство ВУЗов-переселенцев недобрали первокурсников. А это значит, что ставки преподавателей также сократятся. Вследствие таких взаимопроцессов многие факультеты прекратят своё существование.
Привет с малой родины.
Особая статья – иллюстрация непрекаенности перемещённых ВУЗов – это их долговые обязательства с «доперемещённых» времён и двойное руководство. Как и сама Украина, ВУЗы переселенцы разделились на лагеря, что создаёт организационные, финансовые и политические проблемы для их стабильной работы.
Луганский национальный аграрный университет передислоцировался в Харьков. Однако сам ректор (вернее сама – Валентина Ткаченко, прим. автора) осталась в Луганске.
Чудесным образом, госпожа Ткаченко по-прежнему влияет на процессы в перемещённом ВУЗе. В прошлом году университету как по мановению волшебной палочки не дали бюджетных мест. Как только с госзаказом удалось справиться силами харьковской администрации университета, возникли миллионные долги за энергоносители, несвоевременную оплату единого взноса, а также 900 000 за предоставленные охранные услуги. Каждое из долговых обязательств возникло до переселения и наращивается сейчас уже не «Харьковским» ЛНАУ. Однако эти долги повлекли судебные иски, и, как следствие, закрытие спецсчета, т.к. Луганский областной хозяйственный суд также базируется в Харькове и удовлетворил иски в полном объёме. В результате незримого участия бывшего ректора-министра 200 сотрудников и преподавателей остались без зарплаты.
Подобная ситуация может и должна разрешаться силами парламентёров с подконтрольной части Украины. Ведь ни одну заявленную в исках гривну харьковское представительство подтвердить не может из-за отсутствия архивов, справок и отчетности.
Но возмущает другое – 22 обращения в Генпрокуратуру, СБУ, МВД, Минобразования и два комитета Верховной Рады не разрешили проблему.
Хорошо там, где нас нет.
Украинский патриотизм на поверку, оказывается, не нужным стране, а героизм не поощряется. Переехав на неоккупированную территорию, преподаватели и студенты начинают оборачиваться и подумывать о возвращении. В неоккупированной украинской действительности, преподаватели живут и работают на грани существования, а студенты погружены в искажённое Lifelong Learning, где понадобятся долгие годы на восстановление в ВУЗе, получение стипендии и выдачу диплома.
Решить насущные проблемы перемещённых ВУЗов оказался способен тот, кто знает их проблемы изнутри. Народный депутат Украины 8 созыва, кандидат экономических наук и доцент кафедры «Международная экономика» Донецкого национального университета Алексей Рябчин подарил надежду украинским ВУЗам-переселенцам.
В отличие от голословных коллег, Алексей Рябчин комплексно подошёл к решению проблемы. Благодаря его организации и целеустремлённости был создан уникальный в своём роде Координационный центр перемещенных ВУЗов. Центр затрагивает все болезненные вопросы учебных заведений, педагогов, студентов, всецело представляет их интересы. Важнейшая функция организации – централизация проблемных вопросов для их совместного решения. Под своей крышей Центр объединил неравнодушных единомышленников, ректоров, студентов, общественников и политиков. Не так ли стоит решать проблему переселенцев Украины?
Алексей Михайлович дал жизнь важнейшему закону в судьбе перемещённых ВУЗов — Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности высших учебных заведений (научных учреждений), перемещенных из временно оккупированной территории и из населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия».
Созданный и выстраданный законопроект, наконец, вместил в себе конкретные инструменты по восстановлению материально — технической базы, прописал особые права и принципы для перемещённых ВУЗов. Говоря на языке конкретики, законопроект прописывает нормативы количества учащихся на одного преподавателя, урегулирует имущественные и финансовые вопросы, позволяет продлить сроки лицензии и аккредитации, отслеживает договорные обязательства до, во время и после АТО. По сути, закон стал альманахом всех проблем педагогического состава и студенчества ВУЗов-переселенцев.
Действенность и комплексность закона отнюдь не удивительны, ведь вместо комитетно-кабинетной работы Алексей Рябчин выяснял насущные проблемы во время поездок в Донецк, Северодонецк, Рубежное и Луганск, на встречах с ректорами, начальниками департаментов и студенческими сообществами. Данный Закон венчает борьбу с попустительством и бюрократией в украинском обществе. На счету депутата Закон, позволяющий абитуриентам из оккупированных городов поступать без ЗНО.
Эпилог, но не конец.
Крича бравурные ура, после принятия Закона о перемещённых ВУЗах, хочется сказать спасибо и браво тем, кто не испугался трудностей и взялся за непосильную на первый взгляд задачу. Истинный патриотизм не выражается в ношении флага в нагрудном кармане или ночном скандировании гимна. Истинная любовь к стране выражается во внимании и участии в проблемах его народа, в практических шагах ему навстречу, без лишних слов и обещаний.
Сделан огромный шаг на пути возрождения ВУЗов-переселенцев, а, значит, для будущего всей страны в лице нового образованного поколения. Теперь работы только приумножится. Ведь на повестке остаётся поиск решений по выплате пенсий, зарплат и стипендий, выработка программы по реинтеграции ВУЗов после прекращения АТО, правильное и мудрое разрешение проблемы выдачи дипломов и ворох других болезненных вопросов. Остаётся надеяться, что противостояние системы вновь подзадорит и даст попутный ветер в паруса.
Олег Поливанов
Комментариев нет