Переселенцы не только в жизни, но и на сцене: как мариупольский театр «Conception» выступает в Киеве и рассказывает о войне
Театр авторской пьесы “Conception” работал в Мариуполе с 2019 года. После оккупации города актеры и актрисы объединились в Киеве, чтобы продолжить культурную деятельность и возродить театр. Как это происходит и какие проблемы приходится решать, узнавал Восточный Вариант
Когда Восточный Вариант посетил театр “Conception”, то попал на репетицию пьесы “Життя переселенське”, премьера которой состоялась в начале марта.
До этого у актеров и актрис была “оперативка” вместе с режиссером Алексеем Анатольевичем Гнатюком. Вместе обсуждали планы на будущее.
Позже актриса Екатерина Салиева расскажет, на обсуждении решили возрождать пьесы довоенных времен, хотя это будет сложно из-за нехватки материальной и технической поддержки.
Свою деятельность театр возобновил в мае 2022 года, когда актеры смогли собраться в Киеве. Но уже за это время успели представить зрителям пьесы “Обличчя кольору війна”, “Тримаємось разом”, “Рентген усміхнених сердець”, “Як Святий Миколай свято врятував” и “Життя переселенське”.
Независимый театр авторской пьесы
Театр “Conception” начал работать в Мариуполе в 2019 году. Сначала это была студия по актерскому мастерству и сценической речи, где воспитанники параллельно участвовали в репетициях и выступлениях авторских пьес режиссера Алексея Гнатюка.
На один из кастингов в театр в 2020 году пришла мариупольчанка Екатерина Салиева, ведь всегда мечтала о театре и поступлении в театральный вуз.
“Я прошла кастинг, была очень счастлива. Один из моих первых спектаклей — это пьеса “Страхи у стилі ню”. Я играла дочь, которую бросила мать. Это психологическая драма, нужно было показать эмоции человека, которого оставила мать, как он встретил ее потом, можно ли было восстановить отношения. Это было очень интересно”, — вспоминает Екатерина Салиева.
Дебютным спектаклем театра в Мариуполе была “Рентген усміхнених сердець”. Здесь рассказывается о любви, предательстве и творческом кризисе. Позже ее будут показывать уже в Киеве, она станет первой из довоенного времени, которую театр покажет на новом месте.
Театр давал каждому шанс раскрыть свой талант и творческое самоопределение. Так произошло у директора театра “Conception” Александра Пихтина.
“Я работал на заводе, но мне там было скучно. И я начал снимать ТикТоки. Думал, ну побалуюсь, а потом, когда буду стариком, посмеюсь над собой. А меня заметил режиссер Алексей Анатольевич, предложил прийти на кастинг. Сначала два месяца я ходил на занятия по актерскому мастерству, а потом меня ввели в спектакль “Рентген усміхнених сердець”, — вспоминает Александр Пихтин.
Александр говорит, что театр привлек с первого взгляда:
“Как ступил за порог, там была красная дорожка. Она вела к сцене. Все напоминало сказку. А там… Черный кабинет, свет, дым. Все пропитано творческой энергетикой”.
В Мариуполе театр “Conception” постоянно радовал зрителей новыми пьесами, участвовал в культурных событиях города, приобщался к фестивалям. Но все изменилось с началом полномасштабного вторжения.
Деятельность театра пришлось восстанавливать с нуля
Актеры и актрисы театра “Conception” пережили ужасы войны и блокаду в Мариуполе, но не опустили руки и почти сразу начали возобновлять свою работу. Режиссер Алексей Гнатюк стал собирать всех в Киеве. Кое-кто был в столице, но не знал, что здесь восстанавливается театр, кто-то вернулся из-за границы или приехал из других городов Украины. Идея возродить деятельность театра вдохновила всех.
Работать в эвакуации всегда трудно, особенно когда потерял все, что имел. Театр “Conception” почти с нуля возобновлял свою работу, по крупицам собирая необходимое. Кто-то подарил театральные маски, кто-то принес сценический реквизит, но материального и технического обеспечения все равно не хватает.
Сейчас у театра нет собственной сцены. Премьеры и показы проходят везде, где получится договориться — в библиотеке, театре на Подоле, в киевском академическом театре кукол. И даже так, пьесы собирают значительное количество зрителей, среди которых мариупольцы, киевляне, переселенцы из других регионов. Актеры рассказывают, часто бывает, когда после представления зрители со слезами на глазах подходят благодарить за освещение правдивой картины реалий войны.
Несмотря на трудности, актеры и актрисы не опускают рук, продолжают репетировать каждую неделю для новых спектаклей. Мечтают о собственной сцене и возможной помощи от партнеров или спонсоров. Фактически, театр “Conception” сегодня — единственное культурное заведение Мариуполя, которое смогло возобновить деятельность в почти полном составе на новом месте.
Первым спектаклем в Киеве был “Обличчя кольору війна”, премьера состоялась в июле. Это не просто пьеса, это — воспоминание о пережитом во время блокады, рассказывает актер и известный фотограф из Мариуполя Евгений Сосновский.
“В этой пьесе каждый играет сам себя, мы сохранили свои имена: Катя играет Катю, я — Евгения, Дмитрий — Дмитрия. В Мариуполе не было связи, мы не могли связаться с нашими родственниками. Потому записывали видеообращение, надеялись, что увидят родные. Это мы показали на сцене — у каждого актера и актрисы был свой монолог. И этим монологом мы обращаемся, стараемся передать все, что у нас внутри. Это все из жизни, у меня был похожий момент в Мариуполе”, — рассказывает Евгений Сосновский.
Премьера крайнего спектакля — “Життя переселенське” — состоялась в начале марта. Это продолжение событий, которые показывались в спектакле “Обличчя кольору війна”, только теперь о выезде мариупольцев из блокадного города, пересечении блокпостов и дальнейшей судьбе.
В прошлом году был представлен поэтический спектакль “Тримаємось разом”, созданный по стихам современных украинских писателей Петра Маги и Сергея Жадана. Из довоенного репертуара была восстановлена пока пьеса “Рентген усміхнених сердець”, но в ближайших планах начать готовить еще одну — “Страхи у стилі ню”.
***
Когда Восточный Вариант уже завершал встречу с актерами и актрисами, на репетиции начался небольшой, но теплый праздник к прошедшему 27 марта Дню театра. Режиссеру Алексею Гнатюку подарили тортик и поблагодарили за вклад в развитие театрального искусства.
Поэтому, несмотря на разрушение приазовского Мариуполя, его культура продолжает развиваться. В частности, благодаря работе театра “Conception”. И кто знает, возможно, совсем скоро театр покажет свои пьесы в деоккупированном и возрожденном городе.