Человеческая психология скроена так, что способна выдерживать многие потрясения и нагрузки. Именно поэтому война на территории своей страны, но не в собственном городе, воспринимается многими, как абстрактный факт.
Сводки, репортажи, заседания специальных комиссий не цепляют, как личное горе. А судьбы переселенцев проходят, как обычная киношная раскадровка о посторонних людях с далёкой бедой вне нашего ореола обитания.
Действительно, ведь это не наша квартира стёрта с лица земли, и не наши дети рискуют заснуть голодными из-за бюрократии. Не наша бабушка потеряла возможность получать свою без того смехотворную пенсию, и не наша семья ночует у кабинетов в тщетных попытках восстановить хоть часть документов.
От перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Политические катаклизмы и общечеловеческие конфликты на Украине породили новый социальный слой украинских граждан – вынужденных переселенцев. На данный момент зарегистрировано 1,7 млн. переселенцев. И, как водится в молодом демократическом государстве, законодательные нормы, институты и организации оказались не готовыми к обеспечению прав переселенцев и созданию им нормальных условий существования в качестве полноценных граждан на незнакомой им территории.
Однако если вместо слова переселенец подставить слово «гражданин», то остальной текст можно не менять. Ведь проблемы вынужденно переселённых украинцев как две капли воды похожи на проблемы обычных оседлых собратьев.
Несмотря на долгие месяцы дебатов, условия для адаптации переселенцев так и не созданы. Согласно соцопросам более половины переселившихся так и не смогли, а главное, не имели практической возможности вжиться в новую среду на новом месте. Больше трети просто не в состоянии получить ответы на интересующие вопросы, а четвёртая часть из вынужденно переселившихся и вовсе скрывают своё положение в сложившихся условиях.
Как встречают переселенцев?
Среди аспектов, которых лишены украинцы при вынужденном переселении, можно выделить все основополагающие критерии полноценной жизни и развития современного человека. Трудности с работой, жилищная неустроенность, невозможность получать медицинское обслуживание, отсутствие социальных выплат и пенсий, невозможность проявить гражданскую сознательность и голосовать – только вершина айсберга, где не указаны ещё более важные психологические и социальные стрессы, а также давление со стороны «аборигенов».
К слову: 15 % местных жителей резко высказываются касательно переселенцев и указывают, что они осложняют жизнь коренному населению. Как следствие имеет место поголовное нежелание сдавать переселенцам жильё.
Жильё.
Количество переселенцев по-прежнему растёт, и по прогнозам будет увеличиваться и дальше. Поэтому квартирный вопрос по-прежнему актуален и обострён.
С приветливых голубых экранов нам доверительно сообщают о создании специальных городков для переселенцев, размещении семей в санаторных корпусах, пансионатах и зданиях детских лагерей. Усиленно подключили финансирование и гуманитарные программы.
Путаница в показаниях породила ряд расследований по хищениям выделенных на переселенцев средств. Помимо финансовых катаклизмов, как за ниточку, потянулись другие сопутствующие проблемы.
После настойчивых запросов активистов и митинга под министерством возникла рабочая группа, затронувшая «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне переселённым лицам».
Но и по сей день чёткой ясности в вопросе использования выделенных средств нет.
Чего стоит «разъяснительный» ответ из министерства, который так ничего и не разъяснил.
Помимо финансовых махинаций, в результате которых жильё не обеспечено в достаточном объёме, есть другая любопытная проблема.
По факту компенсация за потерю жилья, которая выделяется на каждого переселенца, составляет от 400 (для трудоспособных граждан) до 800 грн. (для пенсионеров). Можно ли за такие деньги снять жильё?
Работа.
Похожая ситуация происходит и с трудоустройством переселенцев. Двусторонний диалог между работодателями и переселенцами попросту отсутствует, а механизм прав и обязанностей не настроен. В свою очередь переехавшие люди не знают, куда им обратиться за информацией и консультацией.
Ещё запущенней дело обстоит с теми, в чьи непосредственные обязанности входит помощь в трудоустройстве.
Коммунистические традиции с ведением «статистики успеха» в проценте, породили обратный эффект. Согласно официальной статистике Центр занятости помог найти работу только 5 % зарегистрированных переселенцев. Такая цифра или отпугивает вновь обратившихся, или показывает неэффективность обращения в принципе. Инерционные несовременные центры занятости давно не держат нос по ветру среди быстро меняющихся запросов на рынке труда. В арсенале центра должны быть возможности проверить и повысить квалификацию, помочь в смене профиля работы или овладении актуальными навыками.
Вместо этого, немалый штат сотрудников составляет справки, которые плодят десятки других справок, нежизнеспособных механизмов и пустых прогнозов.
В качестве иллюстрации: если переселенец не устроился официально, он не имеет право на выплаты временно переселённым лицам на целые полгода. Поэтому переселенец устраивается неофициально, и будет работать на таких условиях и дальше. Всё потому, что работодатель не мотивирован налоговыми льготами, дотациями, инвестиционными предложениями, чтобы с открытым сердцем и кошельком брать на работу спорную категорию.
«Непомогающая» помощь.
Каждый уважающий себя новостной канал громко заявляет о баснословных цифрах гуманитарной помощи для переселенцев. Но, как и в других сферах, проследить обратную связь и движение средств невозможно.
Достаточно просто наладить централизованное распределение средств, чтобы стало видно вход и выход. Но, как поёт Алиса в мультфильме «Алиса в стране чудес» «если ехать не туда — сложней прийти обратно». Поэтому вход с многозначными цифрами не обеспечивает выход этих сумм на местном уровне, а оседает по ходу следования в чужих карманах.
Медицина.
Вдумайтесь в цифру – только 10 % переселенцев стали на учёт в медицинские учреждения! А это значит, что 90 % вынужденно переехавших лишены возможности получить медицинское обслуживание и должное лечение.
То же касается социально опасных инфекций, туберкулёза, которые невозможно отследить и предупредить вакцинацией. Бюрократическая волокита с медицинскими картами не даёт возможности получить вакцину, что опасно не только для переселенцев, но и для местного населения.
Пенсии.
Проблема выплат пенсионных начислений лидирует среди прочих вопросов.
Не обеспечив переехавшим пенсионерам должной финансовой адаптации на новом месте, правительство решило подстраховаться от излишних трат.
Введение массовых проверок соответствия статусу переселенцев лишили многих из них возможности получать государственные начисления.
Пошаговую процедуру и методику проверки, т.е. что именно рассматривают и учитывают в её процессе, найти не удастся. Однако акты проверок по адресам пекутся как пирожки и дают основание отказать в государственных выплатах.
С конца февраля этого года профильные управления стали пестреть списками с именами тех, кому аннулируются справки о получении указанного статуса. При этом процедура отмены не была выполнена должным образом.
В ответ на запросы о подобном беспределе, Минсоцполитики и СБУ голословно ссылались на незаконные выплаты, финансирование террористических группировок, но ни одного факта и документа не предоставили.
А с 1 июля 2016 года пенсии внутренне перемещённым лицам и вовсе перестали выплачиваться, если те не успели оформить пенсионный перевод в Ощадбанк. Возникает вопрос, куда смотрит антимонопольный комитет, когда пропускает такую очевидную государственную монополию Ощадбанка.
В рамках той же монополии 1 августа переселенцам-пенсионерам предстоит в обязательном порядке получить платёжные карты того же банка, в замен прежних пенсионных удостоверений. Неудобно? Зато банку хорошо.
Всё это, увы, не лирика, а вопиющее нарушение Основного Закона Украины – её Конституции. В ней чётко прописано, что выплата пенсий – это основополагающие право и свобода гражданина, и является прямой обязанностью государства, а не его правом по случаю. Отмена или сужение такого права невозможно даже при условии смены места проживания или пребывания гражданина Украины. Напомним, что пенсионные выплаты зарабатываются гражданами в процессе трудовой деятельности за счёт выплачиваемых налогов. Т.е. то, что заплачено в бюджет, обязано вернуться пенсионеру в виде пенсии. Невыплаты пенсии переселенцам – это преступление против собственных граждан и кричащая несправедливость.
В довершение всего, набирает обороты Закон Паркинсона, согласно которому, чиновники плодят чиновников. Вместо быстрой консультационной и практической помощи переселенцам государство принимает решение расширить штат и количество департаментов соцзащиты населения. Рук не хватает. Не нужно долго думать, откуда будут выплачиваться новые зарплаты.
Право голоса.
Как известно, голосовать можно только по месту регистрации. А это значит, что на данный момент внутренне перемещённые лица лишены возможности изъявлять свою волю. Даже, если место регистрации давно разрушено снарядами и человек два года на учете по справке переселенца на новом месте живет и работает. То он оказывается недогражданин, потому что голосовать он не может, а налоги платить должен. Это базовое право определяет истинную демократию от мнимой. Определяет стратегию государства: сшивать или резать, строить или разрушать.
Пропускная система убийственна
Придуманная пропускная система заставляет людей умирать в очередях на пути к лежачим родственникам, оставшимся на той территории. Ночевать в поле возле поста под открытым небом. Многочасовые очереди и поборы делают поездки по территории одной страны граждан с одинаковыми паспортами не людскими.
Город, которого нет.
Подводя итоги, обрисуем удручающую картину. Молодое государство Украина стоит на пороге большой социальной катастрофы. Оправданное недоверие к власти, низкий индекс человеческого счастья граждан Украины, соседствующий с рядом африканских стран, — не абстракция и не миф. Всё это реально показывает, что люди через поколение передают своё нежелание жить, работать и рожать детей в Украине. Породила такие тенденции сама власть и её верные слуги.
Вместо руки помощи, реальных шагов для обеспечения нормальной жизни переселенцам, власть формирует новое поколение хронически недовольных ею людей.
Каждый нормативный акт, призванный регулировать насущные проблемы переселенцев, написан путан и витиевато для невозможности его прозрачного прочтения.
Несмотря на очевидно бедствующее положение переселенцев, незащищённость из прав и свобод, по сей день не создан единый орган с прописанной программой действий, подкрепленный прозрачным финансированием.
Переселенцы из спорных регионов продолжают прибывать. Но на сегодняшний день ни одна организация не знает точного количества переселившихся граждан. А значит, не в курсе из проблем и потребностей.
И это самый яркий показатель того, что даже в бедствии, граждане Украины не склонны обращаться за помощью к властям, и решают свои проблемы сами и «в тени». Сейчас каждый переселенец чувствует себя мигрантом в собственной стране, а свой родной город – абстрактной территорией, которой нет на карте Украины.
Хочу закончить эту часть словами Любомира Гузара: «Помоги переселенцам, и они станут апостолами единства Украины»
Шановний Олеже Поливанов! Балашова Надія Іванівна дякує Вам за Ваші дії. Ретельно ознайомилася з публікацією від 6 липня 2016 під трагічною назвою:
«Невидима війна українських переселенців, або Конституція не для всіх».
Надсилаю Вам для відома та відповідного реагування історію особистої проблеми, яку державні особи й не бажають вирішувати. Позбавили пенсії 87 річну старуху-переселенку та сидять у державних кріслах рівно.
Додаю сканкопію адміністративного позову до Ковпаківського райсуду м.Суми на дії ГУ Пенсійного фонду в Сумській області, остання листування з депутатом ВР, своє відео звернення до людей.
Я прошу Господа: дарувати державним мужам розум, навчити тями, справедливо та правосудно вирішити проблему старця.
Гуманітарні центри — це локації, де надається підтримка мешканцям області, які перемістилися до більш безпечних регіонів України, створюються якісні умови для доступу населення до послуг, що сприяють адаптації, соціалізації та реалізації власного потенціалу в умовах війни, місце можливостей та єднання. Центр для підтримки жителів Селидівської громади, що покинули домівку через …
9 вересня, о 9:00 Норвезька рада у справах біженців (NRC) в Україні починає приймати заявки на багатоцільову грошову допомогу. Детальну інформацію щодо умов участі та подання заявок можна знайти на сайті організації. Під час попередньої хвилі допомоги NRC змогла підтримати понад 76 тисяч осіб. Це – 10 відсотків від поданих заявок. У …
Відбулось засідання ТСК з питань захисту прав ВПО та інших осіб на якому розглянули три питання: про підтримку українських біженців закордоном; питання захисту права на освіту українських дітей і молоді, які є ВПО або перебувають на тимчасово окупованих територіях України; шляхи збільшення ефективності надання грошової допомоги постраждалим з боку держави та міжнародних …