Мигринское месторождение — Клондайк для аферистов? (часть 3)
Данный материал есть продолжение темы про политизированную энергетику Украины
Электроэнергия и газ — это сегодняшняя действительность, и если про газ и электроэнергию хоть что-то известно, то добыча нефти и тайна покрытая мраком. Но есть в Северодонеке люди, которые имеют не только представление об объемах добываемой нефти в регионе, но и имеют желание и возможности организовать переработку нефти Мигринского месторождения (поселок Широкий Луганская область). Сегодня эта переработка государством не учитывается, все тайно вывозится из региона на завод в пгт. Червонный Донец, Харьковская область, для переработки на/в светлые и тёмные нефтепродукты. Это не фантастика, это потенциал и возрождение Луганщины. Перевезти из Мигринского нефтегазового месторождения нефть в объёме от 2 500 тонн в месяц для переработки в светлые нефтепродукты и возврат ГПУ «Шебелинкагаздобыча» бензин, или другое по договорённости топливо в количестве в соответствии с расчётными значениями это сегодняшняя реальность. Используемый в настоящее время метод перевозки нефти автотранспортом, на расстояние 420 километров, удовольствие дорогое, но ведь возят, потому как неучтенка. Получаемый на заводе бензин не соответствует качественным показателям для использования как моторное топливо, для безаварийной эксплуатации автотранспорта, но производят и продают, а вырученные деньги куда? Потенциальная производительность Мигринского месторождения сегодня составляет от 2 500 до 4 000 тонн нефти в месяц.
В Луганской области найдется ни одно предприятие готовое заключить договор с ГПУ «Шебелинкагаздобыча» на транспортировку и переработку нефти на условиях выгодных всем и прежде всего государству. Если мы хотим получить открытую схему по переработке нефти достаточно организовывать перевозку нефти на завод в пгт. Червонный Донец (мини нпз, по переработки нефти и газового конденсата) из пос. Широкий Луганской области железнодорожным транспортом, что гораздо дешевле чем автотранспортом и намного прозрачней. Правильно рассчитать и учесть транспортировку сырья это одно, другое посчитать готовую продукцию на выходе. Правильного расчёта без сравнения сертификатов нефти Мигринского, Игнатиевского, и месторождение Восточный Мортук, а также сертификата на СНО (смывные нефтяные остатки), которые, например, в Казахстане образовываются при зачистках нефтяных терминалов, не получится. Мы должны понять, какая нефть у нас добывается и действительно это нефть, из которой можно получить автомобильное топливо.
Мигринское месторождение, как определить стоимость добывающей нефти?
Данные себестоимости этой нефти отсутствуют, её ориентировочно можно определить по затратам прииска, а это около 940,00 грн/тн. Нефть с похожими характеристиками в Украине, в продаже нет. При этом мы можем определить, что нефть выходит из скважин с остаточным давлением 70 кг/см2 и проходит через сепараторы – газоотделитель и камнеотделитель, на этом её очистка заканчивается, т.е. практически очистки никакой нет. Используемые сепараторы предназначены для очистки газа от жидких и твёрдых примесей. Подобная Мигринскому месторождению, с соответствующими качественными показателями (по физ.- хим. свойствам и фракционному составу), нефть имеется в республике Казахстан и стоимость этой нефти 45 долларов США за баррель. Коммерческая цена такой нефти может быть в пределах 45 долларов США. Но такую нефть в Казахстане не продают. В Казахстане переизбыток «нормальной» нефти, с хорошими показателями.
45 долларов США за тонну нефти из Мигринского месторождения, при этом объёмы поставок нефти возможен, как мы выше выяснили, до 2 000 тонн/мес., и выше. По копии Сертификатов на нефть разного качества, из месторождений Казахстана и Украины, методик классификации нефти по качественным показателям, трудно сделать оценку нефти более точной. Для более точной оценки необходимо сделать официальный анализ качественных показателей нефти Мигринского месторождения, в нормальной, аккредитованной лаборатории, для сравнения, и с целью определения стоимости нефти в зависимости от показателей.
Стоимость нефти всегда определяется на основании физических, химических свойств и фракционного состава, т.е. на основании качественных показателей, при этом стоимость нефти будет определяться на основании минимальных и максимальных значений физических и химических свойств, а также фракционного состава, т.е. на основании качественных показателей нефти каждой отпущенной партии. В нашем распоряжении имеется таблица основных физико-химических особенностей и фракционный состав нефти Мигринского месторождения нефти
В зависимости от массовой доли серы нефть подразделяют на классы (см. табл. 1). По плотности, выходу фракций и массовой доле парафина нефть подразделяют на 5 типов: 0 – особо легкая, 1 – легкая, 2 – средняя, 3 – тяжелая, 4 – битуминозная. Характеристика нефтей различных типов представлена в табл. 2.
По степени подготовки к транспортировке и переработке нефти делятся на 3 группы (см. табл. 3). В зависимости от содержания сероводорода и легких меркаптанов нефть подразделяют на виды (см. табл. 4).
Условное обозначение нефти состоит из четырех цифр, соответствующих обозначениям класса, типа, группы и вида нефти.
Таблица 1
Классы нефти
Класс нефти | Наименование | Массовая доля серы, % |
1 | Малосернистая | До 0,60 включительно |
2 | Сернистая | От 0,61 до 1,80 |
3 | Высокосернистая | От 1,81 до 3,50 |
4 | Особо высокосернистая | Свыше 3,50 |
Таблица 2
Типы нефти
Наименование параметра | Норма для нефти типа | |||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Для эконо-мики стра-ны | Для экс-порта | Для эконо-мики стра-ны | Для экс-порта | Для эконо-мики стра-ны | Для экс-порта | Для эконо-мики стра-ны | Для экс-порта | Для эконо-мики стра-ны | Для экс-порта | |
Плотность, кг/м3 при температуре: 200С 150С |
Не более830,0 Не более834,5
|
830,1-850,0 834,6-854,4 |
850,1-870,0 854,5-874,4 |
870,1-895,0 874,5-899,3 |
Более 895,0 Более 899,3 |
|||||
Выход фракций, %, не менее, до температуры | ||||||||||
2000С | — | 30 | — | 27 | — | 21 | — | — | — | — |
3000С | — | 52 | — | 47 | — | 42 | — | — | — | — |
3500С | — | 62 | — | 57 | — | 53 | — | — | — | — |
Массовая доля парафина, %, не более | — | 6,0 | — | 6,0 | — | 6,0 | — | — | — | — |
Примечание – если по одному из показателей (плотности или выходу фракций) нефть относится к группе с меньшим номером, а по-другому к группе с большим номером, то нефть признают соответствующей группе с большим номером
Таблица 3
Группы нефти по степени подготовки
Наименование показателя | Норма для нефти группы | ||
1 | 2 | 3 | |
1. Массовая доля воды, %, не более | 0,5 | 0,5 | 1,0 |
2. Концентрация хлористых солей, мг/дм3, не более | 100 | 300 | 900 |
3. Массовая доля механических примесей, %, не более | 0,05 | ||
4. Давление насыщенных паров, кПа (мм.рт.ст.), не более | 66,7
(500) |
66,7
(500) |
66,7
(500) |
5. Содержание хлорорганических соединений, млн -1 (ppm), не более | Не нормируется. Определение обязательно |
Примечание – если по одному из показателей нефть относится к группе с меньшим номером, а по-другому к группе с большим номером, то нефть признают соответствующей группе с большим номером
Таблица 4
Виды нефти по массовой доле сероводорода и легких меркаптанов
Наименование показателя | Норма для нефти вида | ||
1 | 2 | 3 | |
1. Массовая доля сероводорода, млн-1 (ppm), не более | 20 | 50 | 100 |
2. Массовая доля метил — и этилмеркаптанов в сумме, млн-1 (ppm), не более | 40 | 60 | 100 |
Примечание – Нефть с нормой «менее 20 млн-1 (ppm)» по показателю 1 таблицы считают не содержащей сероводород
Целью данного исследования не являлось определить точную себестоимость добычи и производства топлива Мигринского месторождения, с выкладкой экономических аспектов и представлением расходных смет и плановых калькуляций затратной и доходной частей, целью исследования было сделать выводы, что нефть в Луганской области есть и над этим вопросом нужно работать …
Инициатива прозрачности добывающих отраслей в Украине.
В 2016 -2017 годах в ряде областей Украины прошли семинары по теме внедрения инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) в Украине, организованные Палатой налоговых консультантов Украины в рамках реализации проекта «Укрепление местной финансовой инициативы внедрения» при поддержке Агентства США по международному развитию и Института бюджета и социально-экономических исследований. Участники семинаров представители добывающей отрасли, неправительственных организаций, местной и областной власти, высших учебных заведений, СМИ. Эксперты по вопросам местного самоуправления, эксперты, занимающиеся непосредственным внедрением ИПДО в Украине, не понаслышке знакомые с международным опытом эффективного управления природными ресурсами, предлагали слушателям действия, которыми уже прошла Украина по пути соблюдения стандартов ИПДО.
Сегодня ИПДО внедряет 51 страна мира. Среди них Великобритания, США, Германия, Норвегия, Казахстан, Азербайджан и другие страны добывающие и использующие природные ресурсы. Инициативу ИПДО поддерживают более 90 крупных нефтегазовых и добывающих компаний и более 90 глобальных инвестиционных организаций. Суть ИПДО заключается в том, что компании обнародуют информацию о том, сколько они платят правительству за добычу полезных ископаемых, включая налоги, пошлины, специальные и административные платежи (плата за лицензии, разрешения и т.д.), а государственные органы обнародуют информацию о том, сколько денег получают от компаний. Данные сравниваются независимыми компаниями, которые предоставляют потом свою экспертную оценку.
В Украине же зачастую ни налогов, ни других платежей в добыче потребитель не видит и даже не знает почему он платит завышенных тариф. Инструменты общественного контроля за использованием добытого газа и нефти, децентрализация рентной платы за пользование недрами для добычи углеводов, мировой опыт управления доходами добывающей отрасли, для украинского потребителя вообще темный лес.
30 ноября 2016 года Кабинет Министров Украины утвердил план действий по внедрению Инициативы «Партнерство «Открытое Правительство» в 2016-2018 годах и обязался обеспечить его надлежащее исполнение. Соответствующее распоряжение, которое было опубликовано на сайте правительства, содержит в себе 13 обязательных пунктов для выполнения, одним из которых является реализация ИПДО в Украине с целью повышения прозрачности и подотчетности в управлении государственными ресурсами. В марте 2017 года в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона №6229 «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях».
В связи с описанными выше материалами есть уверенность, что в Украине найдутся силы, чтобы объеденными усилиями сделать так, чтобы предусмотренные правительством, народными депутатами, мероприятия по улучшению государственных услуг, повышения уровня добропорядочности в государственном управлении, эффективного управления государственными ресурсами, повышения корпоративной подотчетности и обеспечения открытости и прозрачности осуществления публичных закупок стали реальностью, а нереализованными планами грантовых проектах.
Сегодня же никто ничего менять не хочет и менять не будет. Я так и не разобрался почему нет желания на местном уровне решать вопрос наполнения бюджета за счет добывающей отрасли. Казалось бы, кто как не областные администрации должны быть заинтересованы в наполнении областного и городского бюджетов, но нет, не заинтересованы.
Я обратился в четыре департамента Луганской ОВЦА с одним и тем же информационным запросом, в котором просил предоставить публичную информацию, по имеющимся в Луганской области предприятиям добывающей отрасли с указанием, по каждому предприятию сколько владельцев лицензий на добычу нефти и газа в Луганской области; какие объемы плановой добычи нефти и газа в Луганской области; какие объемы фактической добычи нефти и газа в динамике за период 2006 — 2016 годы; количество рабочих мест работающих на предприятиях добычи нефти и газа в Луганской области; объемы платежей предприятий добычи нефти и газа в Луганской области в бюджет; объем привлеченных инвестиций в течение 2006 — 2017 годов в нефтяную и газовую отрасль.
Департамента экологии и природных ресурсов, Департамент финансов, Департамент внешних сношений, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, Департамент регионального развития, промышленности, инфраструктуры и энергосбережения отписались, что такой информацией не владеют и не обязаны владеть. Ответы практически одинаковые, достаточно привести ответ Департамента финансов
Департамент регионального развития, промышленности, инфраструктуры и энергосбережения рассказал, что сами они не местные, но знают, где можно найти интересующую информацию
Департамент внешних сношений, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности перенаправил запрос в Статистику, которая дала предприятия, которые добывают на территории области, но сколько, вопрос оказывается относится к категории конфиденциальной
А с другой стороны, всё верно, нет добывающей отрасли в Луганской области и нет проблем, и не надо …
Как же руководство области собирается привлекать инвестиции, на работу тех же химических предприятий. Вопрос инвестиций по поставкам газа в Луганскую область должен решаться не в Харьковской, или Полтавской области, а в Луганской. Как можно решать вопрос с Харьковским трансгазом при транспортировке по Луганской области в Харькове? Почему в Харькове должна болеть голова за Луганск? Кто-нибудь, хоть раз слышал, чтобы вопрос ХТЗ решался в Луганске? А почему или в Харькове есть кому постоять за наполнение бюджета?
Другая ситуация, обратите внимание на Одесский припортовый завод, кто поставляет газ на ОПЗ, а ведь там было все как в Луганской области и с хранилищами, и с принятием решения, кто будет принимать участие. Выстроились в очередь Полтава, Харьков, Сумы, Донецк, но Одесса нашла аргументы, чтобы налоги от газотранспортной отрасли наполняли бюджет Одессы, а не других городов.
Пришло время, когда четко нужно заявлять, что налоги и рента от добывающей отрасли должны оставаться в Луганске. Понятно, что ни Геннадию Москолю, ни тем более Георгию Туке было не до добывающей отрасли их больше фуры с пивом интересовали. Но может Юрий Гарбуз поймет, что инвестиции в область пойдут только тогда, когда вопросы будут решаться не в Харькове и в Киеве, или другой какой области, а в Северодонецке. А для этого нужно прежде всего хотя бы изучить вопрос и осознать, что добывающая отрасль в регионе есть, но она идет мимо бюджета.
Юрий Гарбуз в начале августа 2016 году прогнозировал запуск работы Северодонецкого Азота до 2017 года, главное было решить вопрос запасного резерва электроснабжения:
— Признаться, когда я пришел на должность, то не знал всей глубины этой проблемы. Сейчас разобрался. К сожалению, мы пока что не можем запустить завод (хотя некоторые договоренности уже есть), пока у нас не будет запасного резерва электроснабжения. Ближайшая перспектива решения этой проблемы – конец текущего года. Сейчас ремонтируется электролиния, идущая от Счастья на Михайловку, мощностью 200 кВт. Как известно, ЛЭП не работают из-за порывов и невозможности их отремонтировать в связи с постоянными обстрелами боевиков.
Правда уже в апреле 2017 года, понимая провал своих обещаний Юрий Гарбуз передать Северодонецкий Азот в управление государству.
На дворе май месяц 2017 года, и что? Да ничего, восемь тысяч безработных как сидели, так и сидят, а почему, да потому что только-только началась предварительная подготовка, только проплатили проект, по которому тянуть электроснабжение с Харькова. Почему главе Луганской областной военно-гражданской администрации никто не расскажет, что запасной резерв электроснабжения логичнее тянуть от Кременчуга, где уже выделена земля и есть готовый проект. Ровенская АЭС работает только на 35-40% и не может продавать электроэнергию за рубеж, а вот транспортировать в сторону Кременчуга может. Но об этом даже не хотят слышать, потому что задачи решают не в пользу государства, а в пользу «отмыва средств». Кто будет решать вопрос Северодонецкого Азота для Гарбуза, да никто не будет. Решая вопрос по резервной энергетике, нельзя забывать вопрос по железнодорожному транспорту. Откуда пойдут подъездные пути, по которым нужно вывозить готовую продукцию. Сегодня одноколейки из Лисичанска хватает, но ее не хватит для вывоза готовой продукции и об этом никто не говорит, но говорят о том, что Азот будет запущен до 2017 года. Что это, — «зрада»? Резонно задать вопрос Юрию Гарбузу, а понимает Глава администрации, чем он занимается вообще и что его заявления об инвестициях в разработку недр, заявления о скором запуске Северодонецкого Азота — обычная фикция. Или Юрий Гарбуз очередная временная ширма, как его «попередники» типа Москаля и Туки.
Сергей Стулов для vpl.in.ua