Короткий «Шлях» за кордон. Как работает схема выезда мужчин за границу под видом волонтеров и водителей
В Украине набирает обороты схема выезда за границу мужчин под видом волонтеров или водителей через систему «Шлях».
Напомним: эту систему курирует «Укртрансбезпека», в нее вносятся данные благотворительных организаций и компаний-перевозчиков, которые в свою очередь, могут подавать свои списки «выездных» волонтеров и водителей. По ним идут сверки на границе, и тех, кто попал в список, беспрепятственно выпускают за границу.
Но, как показывает практика, в «Шлях» попадают не только реальные волонтеры и дальнобойщики.
В соцсетях полно рекламы о «легальном выезде через систем «Шлях», где за 1-2 тысячи долларов предлагают оформиться всем желающим. Более того, из-за конкуренции на этом рынке ценники даже начали опускаться.
К примеру, в Телеграм-канале Legal Cordon анонсируют «акцию» — стоимость оформление выезда снизилась с 2 тысяч долларов до 1,7 тысяч.
Через «Шлях» активно едут за границу не только рядовые украинцы.
К примеру, по данным журналиста Михаила Ткача, именно по этой схеме стал «выездным» бывший первый зам секретаря СНБО, соратник и бизнес-партнер экс-президента Порошенко Олег Гладковский.
«Понедельник. 11.07. Варшава. Отель Radisson. Четвертый выезд Гладковского (Свинарчука) из страны. Впервые Гладковский выехал 31 марта на две недели и вернулся. Украину 13 апреля. Во второй раз он покинул страну 21 апреля и опять вернулся через две недели 4 мая. В третий раз Гладковский находился за границей 19 дней, перейдя границу 2 июня и вернувшись 21 июня. В последний раз он выехал из страны 9 июля. Выезжает как волонтер через систему «Шлях», — написал на своей странице в Фейсбук Михаил Ткач.
«Шлях» — это один из каналов, который сейчас действительно широко используется для выезда мужчин призывного возраста за границу под видом волонтеров», — говорит нам глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.
При этом реальные волонтеры далеко не всегда могут оформить такое разрешение.
«Мы попытались зарегистрировать свой благотворительный фонд в системе «Шлях», чтобы самим доставлять гуманитарные грузы. Но нам было отказано без объяснения причин», — рассказал руководитель адвокатского объединения «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Разбирались как работает схема по выезду мужчин за границу через систему «Шлях».
Упрощенный «Шлях»
В системе «Шлях» изначально регистрировались компании, имеющие лицензии на перевозки. В нее перевозчики вносили данные также на своих водителей.
С началом войны эта система получила второе дыхание. Несколько месяцев назад был запущен новый цифровой инструмент — сервис «Лицензирование».
Как отметили в Кабмине, он максимально упростил процедуру подачи документов и управления лицензионными делами.
В конце июня в правительстве подвели первый итоги трехмесячной работы нового сервиса: количество обработанных заявок увеличилось в 7 раз, сроки рассмотрения заявлений сократились с 1-3 месяцев до 1-5 дней, количество позитивных решений выросло до 75%. Согласно инструкции по подачи заявок, лицензию можно получить на международные перевозки пассажиров и грузов. Сроки ее действия — период военного положения плюс 90 дней после его отмены.
Все можно сделать в электронном режиме — при помощи КЭП руководителя предприятия нужно авторизироваться, подать документы на получение или расширение лицензии (данные по предприятию, автопарку и пр). Могут регистрироваться как юридические лица, так и ФОПы. Далее вашей заявке присваивается номер и можно онлайн следить за ее продвижением. Но могут и отказать, после чего три месяца нельзя подавать новые заявки.
Впрочем, как следует из отчета Кабмина, 75% ответов — положительные.
«Через «Шлях» сейчас регистрируются как перевозчики, так и благотворительные фонды. В систему вносят данные водителей и волонтеров, которые затем могут свободно выезжать за границу на срок до 30 дней. Правда, нам почему-то не удалось зарегистрировать свой благотворительный фонд — пришел отказ без объяснения причин», — рассказал нам Ростислав Кравец.
Совладелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин, компания которого активно импортирует в Украину нефтепродукты и также зарегистрирована в системе «Шлях», говорит, что процесс выезда/выезда жестко контролируется.
«В частности, водителю нужно выехать на фуре, а если кто-то из водителей не вернется — компании можно попрощаться с лицензией», — отмечает Леушкин.
Впрочем, похоже, такие строгости — не для всех.
Армия лже-волонтеров и дальнобойщиков и скидки на выезд
По словам Забловского, «Шлях» в последнее время стал одним из каналов для выезда мужчин призывного возраста за границу.
Его слова подтверждает и аналитик компании «Евро Патруль» (исследование транспортных рынков) Вячеслав Коновалов.
«За деньги оформляют как волонтеров, экспедиторов или водителей. И люди спокойно выезжают», — говорит Коновалов.
«Действительно, злоупотребления есть. При этом я не нашел статистики сколько лицензий забрали у компаний, «водители» и «волонтеры» которых уехали за границу с концами. Если же говорить о краткосрочных поездках, то тут вообще без проблем — можно кататься сколько угодно», — добавил Кравец.
Отметим, что схема с выездом за границу под видом дальнобойщиков не нова. Она начала работать еще на волне пандемии, когда рядовые украинцы не могли на общих основания проехать в ЕС. Но тогда люди открывали себе за деньги водительскую категорию на грузовые авто и договаривались с реальными дальнобойщиками, чтобы те взяли их «вторым водителем». Разовая поездка обходилась в 200-300 евро.
Теперь же схему поставили на поток — можно подать заявку на «статус» волонтера или водителя-дальнобойщика, не выходя. Рекламы о «легальном выезде мужчин за границу» полно в соцсетях.
К примеру, на анонимных телеграм-каналах предлагается выезд по схеме «международный волонтер».
«Каждый мужчина может выехать как волонтер. После «белого билета» это самая популярная услуга у нас. Вы выезжаете в благих целях, при этом все хорошие дела за вас сделают люди с фонда, с которыми мы сотрудничаем, а вы дальше едете по своим делам», — говорится в сообщении одного из телеграм-каналов.
При этом указано, что «бронь» будет действовать год, то есть, не нужно будет возвращаться в Украину через каждый месяц. Также «клиентам» предлагается сопровождение на границе «девочек-волонтерок», которые «помогут».
Эти же телеграмм-каналы предлагают и «белые билеты», то есть, признание человека негодным к военной службе. Но выехать через «Шлях» дешевле. Услуга будет стоить до 2 тысяч долларов, тогда как «белые билет» потянет на 2,5-3 тысячи и больше.
В телеграм-каналах дается следующее расписание дат выезда по «волонтерским документам»: на 16 июля осталось одно место по маршруту Одесса-Хмельницкий-Тернополь-Львов-Будапешт. На 17 июля — 2 места через Львов-Люблин-Варшаву.
Отметим, что подобных предложений сейчас — масса.
Причем, к «вывозу мужчин» подключились как те, кто реально может «договориться», так и откровенные мошенники, зарабатывающие на предоплате (она составляет 30-50% от стоимости всего «пакета»).
Поэтому ценник на «статус» волонтера или дальнобойщика просел. Если ранее он стартовал с 2 тысяч долларов, то сейчас — от тысячи.
Отметим, что случаи, когда выезд по схеме «Шлях» пресекался есть.
К примеру, в июне Львовский отряд Пограничной службы задержал на пункте пропуска «Шегини» руководителя одного из благотворительных фондов, который за 20 тысяч гривен помогал с выездом мужчинам призывного возраста.
«Ведомости незаконно вносились в электронную систему «Шлях», и люди становились водителями по перевозке гуманитарных грузов. Задержанному грозит до 9 лет лишения свободы, — заявили тогда в Государственной пограничной службе.
Всего с начала войны, по данным «Укртрансбезпеки», в «Шлях» было подано порядка 1200 заявок, которые сочли мошенническими. К примеру, был случай, когда заявки от 76 держателей лицензий подавались с одного IP-адреса, хотя по документам все компании находились в разных регионах Украины. Из чего контролеры сделали вывод, что имела место либо передача электронного ключа третьим лицам, либо его кража, либо откровенное мошенничество. Все данные передали в киберполицию.
«На самом деле регистрация в «Шляхе» сейчас упрощена до минимума, Едва ли не каждый ФОП может получить лицензию, а заберут эту за невозврат «водителей», так на следующую через другого ФОПа можно податься. Каждый день через границу идет поток грузовиков, оперативно проверить кто там водители и волонтеры банально не успевают. У некоторых благотворительных фондов есть «крыша» на границе, которая еще больше все упрощает», — рассказал нам наш источник, близкий к волонтерскому движению.