В конце марта в фейсбуке создали группу «Изоизоляция». Ее участники, а их уже более 470 тысяч, пытаются воссоздать известные произведения искусства. Главное условие флешмоба – фотографии должны быть сделаны на карантине, в домашней самоизоляции. Запрещен фотошоп, но допустимы коррекция цвета, яркости, контраста. Среди участников флешмоба есть жители востока Украины, переселенцы, игровые автоматы онлайн черти, уроженцы Донбасса в Иордании и Германии. Они рассказали, как перевоплощались в знаковые произведения искусства.

Король червей, работы Матисса и Петрова-Водкина от бухгалтера родом из Донецка

Одной из первых в флешмобе приняла участие Настя Степанова. В 2014 году она с семьей из Донецка переехала в Киев. К искусству никакого отношения не имеет, почти 20 лет работает бухгалтером. В группе Анастасия разместила с десяток фотографий.

Работа Пикассо в исполнении Насти СтепановойРабота Пикассо в исполнении Насти Степановой

– Просто захотелось присоединиться к веселому и полезному мероприятию. До этого последний раз рисовала в младшей школе, а на себе – никогда. Для макияжа использовала обычную косметическую палетку, карандаш, тональный крем, акварельные краски сыновей. Фотографировала в основном сама, но иногда помогали мама, муж и старший сын, – делится Настя.

2 апреля вечером Настя разместила первый коллаж: короля червей и себя в образе этого величественного старца. Степанова перечисляет:Корону и накидку покупали для школьной постановки, в которой был задействован старший сын. Из-за карантина спектакль отменили, но реквизит пригодился. Борода и усы сделаны из ваты, меч купили прошлым летом во время отпуска в Каменец-Подольском, а держава – это синий шар для игры в кегли

На следующий день Настя опубликовала портрет Раймона Радиге, написанный в 1915 году итальянским экспрессионистом Амедео Модильяни. Для воссоздания образа Степанова использовала всю ту же палетку, шапку старшего сына, домашнюю футболку и бумажное полотенце.

Потом были «репродукции» на картину Пабло Пикассо «Голова женщины в шляпе» и его автопортрет, картины Анри Матисса «Портрет Лидии Делекторской» и Кузьмы Петрова-Водкина «Богоматерь Умиление злых сердец», портрет Джона Леннона работы Константина Бокова, черно-белый «Portrait of South Sea Islander» («Портрет жителя Южного острова») немецкого художника-экспрессиониста Эмиля Нольде, работу в стиле советского пин-апа Валерия Барыкина под названием  «Молодой прораб, на участок!», а также фрагменты полотен Казимира Малевича «Работница» и Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Фрагмент картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» в исполнении Насти Степановой Фрагмент картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» в исполнении Насти Степановой

 Самой сложной работой оказался портрет Сол Стейна. Начиная, я даже не думала, что будет так тяжело передать все мазки Анри Матисса. Потому что весь «замес» картины – это полутона. Разворачивать ноутбук, чтоб понять оттенок, пришлось очень много раз, – рассказала Настя.  

«Боярыня Морозова» и Фрида от горловчанки в Иордании

Тамара Абд Алкадер к творческому флешмобу привлекла родных. Картину «Фрида и Диего Ривера», которую мексиканская художница Фрида Кало написала в 1931 году, воспроизвели 9-летний сын Шади и 5-летняя дочка Сальма.

Картина «Фрида и Диего Ривера» в исполнении детей Тамары Абд Алкадер – сына Шади и дочери СальмыКартина «Фрида и Диего Ривера» в исполнении детей Тамары Абд Алкадер – сына Шади и дочери Сальмы

– Поверьте, взаимоотношения моих детей такие же эмоциональные и противоречивые, как и у четы мексиканских художников-коммунистов: есть и любовь, и ссоры, и драки, и ревность! – уверяет Тамара.

Реквизит максимально прост: отцовские ботинки, содержимое дочкиной шкатулки с украшениями, карандаш для бровей и помада.

В фильме о жизни Фриды художницу играла Сальма Хайек, по типажу все подошло. Сначала хотела взять один из автопортретов Кало, но потом увидела картину «Фрида и Диего Ривера» и все срослось. Перед съемкой дала детям установку. Шади сказала, что ты – огромный дядя, а Сальме, что она – маленькая, как птичка, не грустная, но задумчивая.  

К работе над второй картиной Тамара привлекла племянника супруга и поучаствовала сама, причем в главной роли.

– Взяла фрагмент картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Художник вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с черным крылом, которая билась о снег. Меня натолкнула на воплощение этой картины цепь от детской качели. В условиях карантина ограничились фрагментом данного полотна.

Что касается реквизита: телегу соорудили из матрасов и подушек, старое покрывало стало сеном, еще использовала палку от швабры, традиционное арабское платье абая, черную шаль, шапки и тулупы. Ну и вдохновительница – цепь, – перечислила Тамара.

Фрагмент картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова» в исполнении Тамары Абд Алкадер и ее родныхФрагмент картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова» в исполнении Тамары Абд Алкадер и ее родных

Тамара родилась в Горловке, после школы переехала в Донецк, где училась на филологическом факультете национального университета.

С 2013 года живет в столице Иордании Аммане, на родине мужа.

– После окончания вуза судьба привела меня в наш медуниверситет на подготовительный факультет, я преподавала русский язык для иностранных студентов. Там познакомилась с будущим мужем. Он – мой бывший студент, но наши отношения уже позже развились в романтические, – вспоминает Тамара.

За год до войны муж окончил обучение в медицинском и мы переехали в Амман на постоянное место жительства. У нас трое детей – Шади учится в четвертом классе, Сальма ходит в подготовительную группу детсада и младший Амир, ему три года.

Васнецовская «Аленушка» и Ренуар от знатока донбасского фольклора

Юлия Кулиненко 16 лет поет в фольклорном ансамбле «Дивина». Коллектив создан в конце 1998 года в Донецком национальном университете. С началом войны ансамбль распался, но не навсегда. В Киев переехали несколько участниц коллектива, и в ноябре 2014-го «Дивина» продолжила исследовать и презентовать фольклор Донетчины.

Еще Юлия является мастером декоративно-прикладного искусства – вяжет авторские куклы, делает веночки из помпонов, восковок, вощеных бумажных цветов и так далее. Кулиненко говорит:Обратила внимание на проект «Изоизоляция» после того, как моя мама, до пенсии – главный хранитель Донецкого областного художественного музея, стала перепощивать на своей страничке в фейсбуке разные картины и их современные интерпретации

– Я посмотрела другие работы в группе и поняла, что это очень интересно – из подручных средств делать красоту. С дочкой решили что-то свое сфотографировать. Первую картину выбрали – «Блондинка, расчесывающая волосы» Пьера Огюста Ренуара. Почти никакого реквизита не понадобилось: Вера оказалась похожа на героиню.

«Блондинка, расчесывающая волосы» Пьера Огюста Ренуара в исполнении Веры, дочери Юлии Кулиненко«Блондинка, расчесывающая волосы» Пьера Огюста Ренуара в исполнении Веры, дочери Юлии Кулиненко

Потом была васнецовская «Аленушка». Решили сделать не только известную картину, но и скопировать хоть один этюд к ней.

– Начали с этюда, и тут оказалось сложнее. Не получалось усадить дочь как надо, просто физически так не получилось бы – автор нарушил пропорции ног своей героине. Пришлось мостить под дочь подушки, прикрывать их платьем, – признается Юлия.

С копией картины была та же история. Опубликовала вместе и копию этюда, и копию картины. Для картины использовали все, что нашли дома: цветы в горшках, желто-зеленый шарф, подушки с кресел, футболки мужа. Шелуха с нескольких луковиц заменила опавшие в воду листья.

«Аленушка» Васнецова в исполнении Веры, дочери Юлии Кулиненко«Аленушка» Васнецова в исполнении Веры, дочери Юлии Кулиненко

В планах Веры – воссоздать картину «Офелия» Джона Уильяма Уотерхауса, а Юлия хочет представить «Портрет Жанны Дюваль» Эдуарда Мане. Младшую дочь, которой почти три месяца, хотят задействовать вместе с Верой в копии картины Харитона Платонова «Наймичка».

– Дедушка где-то раздобыл большую копию этой картины, и она все мое детство в зале над фортепиано провисела, – рассказывает Юлия. – Мы с мамой долго пытались вспомнить название и автора, мама всю ночь не спала, потом с утра с сотрудниками созвонилась, вместе вспомнили. Ну а в интернете фотографий с нее много.

Муж пока присматривается к нашим экспериментам: то свет дополнительный – туристический фонарик – подержит, то посоветует что-нибудь. Это дело затягивает, фантазия в процессе включается, ко всем мелькающим в ленте картинам начинаешь внимательней присматриваться. Так что, может, и на четверых что-то сообразим.  

«Красота спасет мир. Красный» от дончан в Германии

Фотограф, инженер и менеджер Дмитрий Иткин, живущий в Мюнхене, для создания «репродукции» привлек любимую модель – жену Ольгу. В тандеме они воссоздали картину Кузьмы Петрова-Водкина «Вася». Для макияжа использовали набор теней, в качестве реквизита – двери, полки шкафа и фото в рамке.

«Вася» Кузьмы Петрова-Водкина в исполнении Ольги Иткиной«Вася» Кузьмы Петрова-Водкина в исполнении Ольги Иткиной

– Идея возникла однажды утром, когда забирал белье из стирки. Я сосредоточился на ярко-красной простыне. Сказал об идее Ольге. Мы вместе нашли картину с подходящими параметрами. Символично было, что Петров-Водкин написал ее ровно сто лет назад, – говорит Дмитрий.

Через день супруги опубликовали свою версию картины «Beauty will save the world. Red» («Красота спасет мир. Красный») современного испанского художника Салустиано Гарсия Круз. Использована та же красная простынь, свитер вместо шапки, платье модели, кстати, испанского модельера, веревка от тканевой сумки и грим.

«Beauty will save the world. Red» («Красота спасет мир. Красный») Салустиано Гарсия Круз в исполнении Ольги Иткиной«Beauty will save the world. Red» («Красота спасет мир. Красный») Салустиано Гарсия Круз в исполнении Ольги Иткиной