Без права на голос и мнение: антиконституционный статус ВПЛ.

НОВОСТИ ДЛЯ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц говорят многие. Бесчисленные митинги, встречи экспертов, воззвания к правительству по крупицам восстанавливают права таких же украинцев в собственной стране. Дикость и не цивилизованность ситуации заключается в том, что само государство слепо и глухо к проблемам без того пострадавших сограждан, лишившихся крова, денежных выплат, привычного быта и круга общения.

Попрание прав на жилье, социальные дотации, обучение, трудоустройство более чем очевидно указывает на дискриминацию переселенцев, отказ от них как граждан Украины – ведь это необходимый для жизни must have. Тогда как отсутствие реализации избирательного права не для всех однозначно указывает на системный кризис государства и многослойную подоплеку политических решений.

Наша редакция решила провести анализ того, как именно отсутствие у переселенцев возможности голосовать влияет на настоящее и будущее страны. И самое главное – является ли это халатностью, или целенаправленной политикой с четкими целями и задачами.

Что есть «участие в выборах»?

Никто не оспаривает тот факт, что реализация избирательного права внутренне перемещенных лиц крайне сложный процесс, как технически, так и политически.

Согласно обязательствам, предусмотренным международными договорами, все граждане государства имеют право и возможность голосовать, быть избранными без ограничений. Конституция государства обязана закрепить политические обязательства государства по обеспечение такой возможности.

В частности права ВПЛ на волеизъявление защищаются:

  • Всеобщей декларацией прав человека (ВДПЧ)
  • Международным пактом о гражданских и политических правах (МПГПП)

В статье 25 МПГПП отмечается:

“Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации (…) и без необоснованных ограничений право и возможность: a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании

и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе”.

В статье четко говорится о “праве и возможности”, таким образом, подчеркивается наличие этой самой возможности практически реализовать свои политические права. Орган Международного пакта о гражданских и политических правах, Комитет по правам человека подчеркивает, что “Государства должны принимать эффективные меры для обеспечения того, чтобы все лица, имеющие право голоса, могли его осуществлять”. Вдумайтесь, какое ёмкое слово — «возможность», в нем заключены средства, технические правила, законодательные нормы, регуляторные акты, финансовая поддержка, т.е. всё то, что нужно для голосования.

Особое внимание международные акты, в том числе МПГПП, уделяют недискриминации, а именно противодействию дискриминации по отношению к ВПЛ. В этом реализуется социальная политика и участие государства в решении проблем пострадавших граждан.

Особо выделены права ВПЛ в “Руководящих принципах по вопросу о перемещении лиц внутри страны”. Это международное соглашение, одобренное Саммитом ООН 2005 года.

Вот некоторые принципы:

22 (1) (d: “Перемещенные внутри страны лица, независимо от того, проживают ли они в лагерях или нет, не подлежат какой бы то ни было дискриминации вследствие их перемещения при пользовании следующими правами:

(…) d) правом голосовать и участвовать в ведении государственных и общественных дел, включая право доступа к средствам, необходимым для осуществления этого права”.

29 (1): “Перемещенные внутри страны лица, которые вернулись в свои дома или места постоянного проживания либо переселились в какую-либо другую часть страны, не подлежат дискриминации вследствие их перемещения. Они имеют право принимать всестороннее и равноправное участие в ведении государственных дел на всех уровнях и имеют равный доступ к государственной службе”.

Избирательное право или «право голоса» — это основополагающее право в фундаменте государственности, оно формирует возможность демократического выбора, способности высказать своё доверие или недоверие к потенциальным слугам народа. В свою очередь отсутствие права голоса – попросту отказ государства защищать права своих граждан. Такой коллапс имеет далеко идущие последствия, начиная с неконтролируемости государством своих собственных граждан, и заканчивая полной маргинализацией переселенцев, их нежеланием отождествлять себя со своей страной.

Со времен начала конфликта, украинские власти планомерно проводили политику отторжение переселенцев, не давая им возможности начать с нуля на мирной территории. Стоит ли удивляться, что отсутствие возможности волеизъявления толкнуло тысячи переселенцев на митинги. Многие политики утверждают, что обеспечение права голоса, прописанный альманах правил и инструментов – грозит целостности государства, ведь контролировать подобное голосование технически сложно. Однако отказ от шага навстречу к собственным гражданам подрывает целостность в разы сильнее. Кроме того, бесспорно, что процесс разработки политики и законодательства по избирательному праву ВПЛ требует инклюзивного, детального и вдумчивого подхода. Но главное, он должен нести в основе однозначный посыл — равенство для государства временно перемещенных лиц и оседлых украинцев. Иначе, политику государства можно смело назвать изоляционной и осознанно разрушительной.

Мировой опыт.

По состоянию на начало 2018 года Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) огласило сводку, что за последние 10 лет количество вынужденных переселенцев выросло в 4 раза.

Однако львиная доля стран с подобными внутренними процессами уделяет особое внимание избирательному праву, в отличие от украинских властей. Право голоса вынужденных переселенцев – это диалог между теми, кто растерян, оказавшись в кризисной ситуации и теми, кто может это разрешить. Именно право голоса ВПЛ по всему миру широко используется как инструмент примирения разделенных конфликтом обществ, что особенно остро касается украинских ВПЛ.

Анализ мирового опыта позволил выделить ряд ключевых проблемных аспектов участия переселенцев в выборах, которых боится правящая элита:

  • Смена места голосования: принятие факта, что человек переместился территориально.

В случае с Украиной правящим слугам народа гораздо удобнее держать ВПЛ как буфер. Ведь в случае выполнения минских обязательств либо изменения текущей ситуации гораздо удобнее бравировать вопросами воссоединения семей или напротив, защити от завоевателей. Как карта ляжет.

  • Иное распределение избирательных округов, смена электората.

Нельзя сказать, что политические силы опасаются «неугодных» результатов выборов, всегда есть старая-добрая фальсификация. Однако в случае с голосующими ВПЛ, изменить результаты выборов на нужные будет гораздо сложнее.

  • Политическая окрашенность электората ВПЛ.

Вынужденные переселенцы преимущественно воспринимаются как приверженцы определенной политической партии. В свою очередь соперники не горят желанием пополнять ряды потенциальной оппозиции.

  • Подвешенность в вопросе возвращения.

Чуть ли не главный вопрос каждого переселенца – потенциальная возможность вернуться на родные земли. Поэтому окончательное решение вопроса голосования в определенном избирательном округе затрагивает более глобальную тему возвращения в целом. Как известно, ответа на этот опрос слуги народа бояться, т.к. к предмету не готовы.

Если оценивать избирательный вопрос в целом, то главный Троянский Конь находится в политическом противостоянии. Поэтому эффективные выборы возможны только после урегулирования самого раскола в политической и социальной жизни граждан.

Что происходит в Украине?

Тема избирательного права ВПЛ – стала притчей во языцех в Украины. С одной стороны этот вопрос вызывает мощный резонанс и противостояние со стороны правящей власти. Наш крестовый поход в Европу, соответствие стандартам и так далее якобы диктует недопущение манипуляций на выборах среди жителей Востока Украины. Однако это сознательное абсурдное очковтирательство есть манипуляция сама по себе. Ведь ограничивая и дискриминируя переселенцев, власть манипулирует гораздо большими массами, а главное, выстраивает стратегию государственного будущего на жизнях и правах своих граждан. Не проще ли создать отточенные инструкции и мобилизировать правоохранительную систему для реакции на любые нарушения законодательства.

С другой стороны, право голоса ВПЛ – это сахарок в кармане дрессировщика. Ведь для власти переселенцы должны сыграть имиджевую функцию, как бы не обернулась ситуация с Востоком. И потому на долгое время власти забыли, что под словом переселенцы скрываются человеческие жизни, а не цифры по переписи населения, которые нужно придержать как козырь. Для манипуляции сознанием использовались различные средства: мифические результаты голосования на условно подконтрольных территориях без владения какими-либо социологическими данными, происки врагов, российский след. Хотя на самом деле, что на зеркало пенять, коли лицо кривое. Результаты выборов по-прежнему преимущественно зависят от политики правящей власти по отношению к своим согражданам.

Если же подняться над ситуацией, то отношение к правам переселенцем это дискриминация государством собственного народа, но только там, где государству

это удобно. Ведь переселенцы на общих основаниях создают старт-апы, платят те же налоги, что и аборигены, формируют громаду, создают рабочие места. При этом для всех перечисленных моментов не существует льготного режима. Все государственные манки, типа кредитования жилья, социальных пособий, лишь пыль в глаза тем, кто не знает ситуации на практике. Бюджет на строительство жилья не выделяется в нужном объёме, а социальные выплаты с трудом могут покрыть необходимый объем затрат для жизни. Поэтому в правиле «кнута и пряника» упорно теряется пряник.

Разработка законодательства и оперативного планирования.

Ларчик решения по праву волеизъявления открывается просто – чем детальнее прописано законодательство, тем меньше риск разночтений и нарушений. Однако в нашем случае к букве закона добавляется ещё один мощнейший фактор – политическое согласие. Ничто так не раскалывает выборный процесс, как противостояние в политических силах внутри страны, т.е. консенсус в стратегическом курсе развития Украины. Кроме того, в хаосе противоборства утрачивается само доверие к органу администрирования выборов в целом, а, значит, и к результатам выборов.

Каков же выход мы видим из этой сложнейшей ситуации. Вновь обратившись к мировому опыту, мы выделили ряд практик в разработке политики и законодательной базы по защите права голоса ВПЛ, предотвращения фальсификаций и отладке этого процесса.

Прежде всего, работает проведение консультаций с группами самих переселенцев, что позволяет лучше понять их проблемы и изучить возможные решения. Такое сотрудничество, во-первых, поможет разработать лучшие решения в законодательстве, а во-вторых, положит начало ликвидации кризиса доверия и увеличению явки избирателей. Важно, чтобы консультации инициировал и проводил органом администрирования выборов, т.к. он несет ответственность за реализацию избирательного процесса.

Как следствие консультационной работы следующая практика – это создание базы данных с высоким уровнем детализации, т.е. объективная информация о численности, территориальном расположении, проблемных аспектах жизни переселенцев.

Третий больной вопрос для Украины – разработка законодательных норм Заблаговременно перед выборами. Множество раз изменения в регуляторные акты по ВПЛ сознательно вносились накануне. Таким образом, переселенцы все равно не могли реализовать свои права, т.к. времени для подготовки не оставалось, а законотворцы сотрясали воздух документами, которые якобы позволяли это сделать. Кроме того, времени должно быть достаточно на проведение консультаций и достижение консенсуса с возможностью осуществления изменений.

Исходя из вышесказанного к первоочередным вопросам законодательства об участии ВПЛ в выборах, относятся:

  • ценз оседлости и условия допуска к голосованию или баллотированию;
  • делимитация границ избирательных округов или изменения в них;
  • четко прописанные этапы и особенности регистрации в списках избирателей;
  • детальные требования к документации;
  • специальные процедуры голосования и подсчета голосов.

К слову, в случае достижения мирного переговорного процесса с участием ВПЛ, мониторинг и консультации – единственный возможный инструмент достижения согласия.

Эпилог или Добрые советы.

В качестве рекомендаций для заблудших депутатов ВР Украины мы собрали действенные советы по обеспечению реализации избирательных прав ВПЛ.

  1. Исследование мирового опыта разрешения данной ситуации в корне меняет взгляд на неё, ведь международные организации по правам человека дополнительно рассматривают вопросы участия ВПЛ в выборах на систематической основ, изучают отчетность и замечания.
  2. Создание условий для участия ВПЛ в избирательных процессах разрабатываются заранее, задолго до выборов для достаточного времени на изучение сложных политических, правовых и технических вопросов.
  3. В период между выборами проводится мониторинг положений, регулирующих участие ВПЛ в выборах, поскольку общие обстоятельства со временем изменяются.
  4. Законодательная власть и орган администрирования выборов проводит консультации с группами-представителями ВПЛ, и активно привлекают их к разработке политики, законодательства, нормативных актов, и их практической реализации.
  5. До проведения выборов выявляются любые потенциальные риски, могущие поставить под угрозу целостность избирательного процесса и безопасность граждан, определяются потенциальные меры смягчения негативных последствий.
  6. В составе органа администрирования выборов формируется координационный центр для ВПЛ, который способствует коммуникации и проведению консультаций.
  7. Разрешается подавать жалобы и апелляции, лично пребывая в других местах, – таким образом, ВПЛ нет необходимости в этом случае возвращаться в избирательный округ своего происхождения (где их голоса могут быть засчитаны и где они могут баллотироваться).
  8. Группы гражданского наблюдения набирают ВПЛ и организуют команды наблюдателей в местах, где находится большое число ВПЛ, с целью усилить контроль проводят адвокационные кампании относительно участия ВПЛ в избирательном процессе до, во время, и после выборов.

***

В заключение можно добавить, что все рекомендации основываются на положительном мировом опыте стран, где слушают и слышат переселенцев, где ВПЛ не есть отдельный класс, а такие же граждане страны.

Права голоса – это право на свободу и выбор, каким мы хотим видеть наш дом и будущее. Раскол Украины возможно преодолеть только вместе. Однако власти упорно увеличивают пропасть между переселенцами и теми, кого не так остро коснулся военный конфликт. Кто знает, возможно, такой и есть цель нашей власти – рассорить и разобщить, чтобы победить было проще. Тогда вопрос нашего голоса только в наших руках.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

КИЕВЩИНА
Як пенсіонерам-ВПО пройти ідентифікацію: покрокова інструкція

Пенсіонери, які зареєстровані як внутрішньо переміщені особи до 24 лютого 2022 року та отримують пенсію через АТ «Ощадбанк», мають пройти ідентифікацію до 31 березня 2024 року. Ідентифікації для пенсіонерів-ВПО необхідна аби надалі отримувати належні виплати/ Ілюстративне фото Ідентифікація проводиться аби й надалі отримувати належні соцвиплати. Підтвердити особу можна наступними способами: — Особисто звернутися до відділення Ощадбанку; — Звернутися …

КИЕВСКИЕ НОВОСТИ
Українським роботодавцям збільшили компенсацію за працевлаштування переселенців

Кабінет міністрів збільшив строки і розміри надання роботодавцям компенсації витрат на оплату праці за працевлаштування внутрішньо переміщених осіб та внутрішньо переміщених осіб з інвалідністю. Про це повідомляє прес-служба Мінекономіки. За даними прес-служби, загальна тривалість надання компенсації збільшена з двох до трьох місяців, за працевлаштування ВПО з числа осіб з інвалідністю — до …

КИЕВЩИНА
Виплати для переселенців: для кого продовжуються, а кому припиняться?

З 1 березня 2024 року чисельна кількість переселенців буде позбавлена фінансової підтримки від держави. Ця тема викликала значний резонанс в українському суспільстві. Хто й далі отримуватиме виплати для ВПО? А хто буде позбавлений такої допомоги? Та чому Кабмін взагалі ухвалив рішення про скорочення фінансової допомоги переселенцям? Ще з 2023 року …