Суббота, 25 мая 2019   Подписка на обновления  RSS
Уголовная ответственность за невыплату пенсий или других установленных законом выплат
17:14, 21 декабря 2018

Уголовная ответственность за невыплату пенсий или других установленных законом выплат


В соответствии со статьей 175 Уголовного кодекса Украины (далее — УК Украины): безосновательная невыплата …пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем …учреждения или организации независимо от формы собственности…, — наказывается штрафом от пятисот (8500,00 грн.) до тысячи (17000,00 грн.) необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами сроком до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена ​​выплата …пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам.

Пенсия — это форма социального обеспечения граждан при наступлении предусмотренных законом условий. В соответствии с законодательством Украины пенсии делятся на трудовые (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные (например, за особые заслуги). Ответственность по ст. 175 УК Украины наступает за невыплату любой установленной гражданину в соответствии с законом пенсии.

Другая, установленная законом выплата — это другая, кроме пенсии, установленная законом выплата гражданам, которая осуществляется на регулярной основе (ежемесячно). Это, в частности: определенные виды государственной социальной помощи (например, пособие при рождении ребенка, помощь на детей, находящихся под опекой или попечительством, помощь малообеспеченным семьям с детьми и так далее), доплаты и компенсации, которые осуществляются в соответствии с законодательством о социальной защите граждан.

Лицо привлекают к ответственности, если в деянии (действиях или бездействии) лица есть все признаки состава преступления. Таких признаков четыре: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Что это значит?

Объектом преступления является конституционное право на социальную защиту, в том числе право на получение пенсий и других видов социальных выплат. Этим конституционным правам корреспондирует обязанность соответствующих субъектов (в частности, государства) по выплате соответствующих денежных средств. Потерпевшими от преступления являются граждане, которым должна выплачиваться пенсия или иная установленная законом выплата.

Объективная сторона преступления выражается в безосновательной невыплате пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц. Под невыплатой пенсии или другой установленной законом выплаты следует понимать неполную или несвоевременную выплату гражданам указанных выплат. Такая невыплата образует состав преступления, предусмотренного ст. 175 УК Украины, если она: 1) является безосновательным; 2) имеет место в течение определенного срока (более чем за один месяц). Преступление считается оконченным с момента, когда истек последний срок выплаты пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам и ее невыплата составляет более чем за один месяц. Например, при невыплате пенсии — с момента наступления дня, следующего за днем, который был последним по срокам выплаты пенсии за второй месяц.

Субъект преступления специальный. Им может быть только руководитель учреждения или организации независимо от формы собственности. Другие должностные лица учреждений, организаций могут нести уголовную ответственность по этой статье только как соучастники (организаторы, подстрекатели, пособники).

Субъективная сторона преступления  характеризуется прямым умыслом.

Часть 3 ст. 175 УК Украины предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности в случае, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена ​​выплата …пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам.

Часть 3 ст. 175 УК Украины не уточняет, какие именно выплаты и в каком объеме должно осуществить виновное лицо для того, чтобы оно было освобождено от уголовной ответственности по указанным основаниям. Судя по всему, речь идет о невыплаченных гражданам средств, выплата которых должна быть осуществлена ​​в полном объеме до привлечения его к уголовной ответственности. Согласно решению Конституционного Суда Украины привлечения к уголовной ответственности как стадия уголовного преследования начинается с момента предъявления лицу обвинения в совершении преступления.

Давайте на примере невыплаты пенсии на основании положений Постановления №365, Постановления №335 рассмотрим возможность привлечения к ответственности по ст. 175 УК Украины.

И так, в соответствии с практикой Верховного Суда:

(1) Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» имеет высшую юридическую силу, чем постановление Кабинета Министров Украины от 08.06.2018 г. №365, которым утвержден Порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания, а поєтому его нормы должны быть приоритетными к спорным правоотношениям (номера дел 263/7763/17; 243/8033/17; 415/4313/17; 234/11095/17; 234/11937/17; 219/9003/17; 582/1001/17; 415/4918/17; 233/3903/17; 243/6401/17; 243/4732/17; 408/2863/17-а; 428/6025/17 и другие)

(2) В статье 49 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» установлені основания прекращения и возобновления выплаты пенсии. Указанный перечень оснований для прекращения выплаты пенсии расширительному толкованию не подлежит (номера дел 428/6579/17; 233/4008/17; 233/4105/17; 263/7763/17; 243/8033/17; 415/4313/17; 234/11095/17; 234/11937/17; 219/9003/17; 415/4918/17; 582/1001/17; 233/3903/17; 425/1459/17; 243/6821/17; 644/6336/17;  243/6401/17; 243/4732/17; 235/4162/17; 243/6815/17; 573/1759/17; 408/2858/17-а; 225/3766/17; 234/12389/17; 243/6383/17; 243/6396/17; 591/5261/17; 263/7764/17; 233/3657/17 и другие);

(3) В соответствии с частью второй статьи 2 Закона Украины “О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине” регистрация места жительства или места пребывания лица или ее отсутствие не может быть условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами или международными договорами Украины или основанием для их ограничения. Таким образом, государство обязано гарантировать гражданам право на социальную защиту, а ограничение этого права возможно только на основании законов, принимаемых Верховной Радой Украины (номера дел 233/4008/17; 243/7507/17; 242/3044/17; 591/5261/17; 408/2863/17-а; 428/6025/17 и другие)

(4) По содержанию конституционных норм, Кабинет Министров Украины не наделен правом решать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Верховной Рады Украины, так же как и принимать правовые акты, которые подменяют или противоречат законам Украины. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются, в частности, формы и виды пенсионного обеспечения, защиты, формы и виды пенсионного обеспечения. В преамбуле Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» указано, что изменение условий и норм общеобязательного государственного пенсионного страхования осуществляется исключительно путем внесения изменений в настоящий Закон. Конституционное понятие “Закон Украины”, в отличие от понятия “законодательство Украины”, не подлежит расширенному толкованию, это — нормативно-правовой акт, принятый Верховной Радой Украины в пределах полномочий. Изменения в закон вносятся по  установленной процедуре Верховной Радой Украины путем принятия закона о внесении изменений. Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины являются подзаконными, а потому не могут ограничивать права граждан, установленные законами (номера дел 805/402/18-а и другие);

(5) Прекращая выплаты пенсии при отсутствии предусмотренных законами Украины оснований, нарушается право на получение пенсии. При этом право на получение пенсии является объектом защиты по ст.1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (номера дел 219/10988/16-а; 219/50/17; 310/8366/16-а (2-а/310/710/16); 243/7306/17 и другие);

(6) Учитывая практику Европейского Суда по правам человека, прекращение выплаты пенсии на основаниях, предусмотренных Постановлением №365 носят дискриминационный характер, поскольку ограничение права на получение пенсии происходит по признаку места жительства. Согласно практике Европейского Суда по правам человека право гражданина на назначение пенсии не может быть связано с таким условием, как постоянное место жительства или регистрация места проживания, а государство в соответствии с конституционными принципами обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает лицо, пенсия которому назначена (номера дел 521/11358/17; 408/3321/17 и другие).

Все указанное выше, свидетельствует о том, что принимая решение о невыплате пенсии не на основании Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” руководитель органа Пенсионного фонда Украины умышленно безосновательно осуществляет невыплату пенсии. Если такова длится более чем один месяц, то возникают основания для привлечения его к уголовной ответственности по ст. 175 УК Украины.

Считаем, что есть два варианта привлечения к ответственности по прекращению выплаты пенсии по Постановлению №365 с учетом, что срок невыплаты составляет более чем за один месяц через подачу заявлений в полицию/прокуратуру:

Первый вариант — наличие решения органа Пенсионного фонда Украины о приостановлении/прекращении выплаты пенсии, обоснованное нормами Постановления №365 без решения суда. Пример образец заявления по ссылке;

Второй вариант — наличие решения суда в котором установлено: противоправные действия органа Пенсионного фонда Украины о приостановлении/прекращении выплаты пенсии, обоснованное нормами Постановления №365 и отменено решение, если таково было. Примерный образец заявления  по ссылке.

Считаем, что есть два варианта привлечения к ответственности по невыплате задолженности по пенсии по Постановлению №335, с учетом, что срок задолженности составляет более чем за один месяц через подачу заявлений в полицию/прокуратуру:

Первый вариант — наличие решения органа Пенсионного фонда Украины о выплате задолженности по пенсии, обоснованное нормами Постановления №335 без решения суда. Пример образец заявления по ссылке.

Второй вариант — наличие решения суда в котором установлено: противоправные действия органа Пенсионного фонда Украины о выплате задолженности по пенсии, обоснованное нормами Постановления №335, обоснованное нормами Постановления №365 и отменено решение, если таково были. Примерный образец заявления по ссылке.

Как подать заявление?

Примерные образцы заявлений, указанные выше подготовлены для подачи в полицию, но их также можно подать и в прокуратуру, но тогда необходимо поменять адресата с отдела полиции на прокуратуру.

 

  • Предварительно в зависимости от варианта или получите решение органа Пенсионного фонда о причинах приостановления/прекращения выплаты пенсии (можно воспользоваться примерами заявлений, указанных в нашей публикации по ссылке или если у вас есть решение суда, то сделайте его копию.
  • Скачайте образец заявления, заполните его, распечатайте в двух экземплярах, подпишите.
  • Сделайте копии всех документов, которые упоминаются вами в заявлении.
  • Придите с заявлением в отделение полиции/прокуратуры. Один останется в отделении, второй вернут вам с отметкой о принятии. Убедитесь, что ваше заявление о преступлении зарегистрировали. Его должны вписать в книгу учета заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП) и присвоить ему номер. Сотрудник полиции/прокуратуры при регистрации заполняет талон-корешок и талон-уведомление с одним регистрационным номером. Талон-уведомление обязаны выдать вам. В нём должны указать данные сотрудника, который принял заявление, регистрационный номер, наименование территориального органа, адрес и служебный телефон, дату приема и подпись, инициалы и фамилию оперативного дежурного. Вас попросят проставить дату и время получения талона-уведомления и расписаться за него на талоне-корешке. Если по объективным причинам вам не выдают талон-уведомление, спросите у сотрудника регистрационный номер вашего обращения в КУСП. Запишите этот номер, чтобы потом контролировать рассмотрение заявления.
  • Если заявление так как в п. 3 не удается подать, отправьте его заказным письмом с уведомлением.

 

Что дальше?

Со вступлением в силу с 20 ноября 2012 года новым УПК Украины кардинально изменен порядок начала расследования уголовных правонарушений. В настоящее время уже не выносятся постановления о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в его возбуждении. Следователь, прокурор, получив заявление о совершенном уголовном преступлении должны безотлагательно, но не позднее 24 часов, внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование. УПК Украины четко определено, что отказ в принятии и регистрации заявления об уголовном правонарушении не допускается (ст. 214 УПК Украины).

Так, согласно УПК Украины, с заявлением о преступлении могут обращаться заявитель (лицо, которому только известно о совершенном уголовном преступлении) и потерпевший (лицо, в отношении которого совершено уголовное преступление). В случае, если вы пострадали от преступления, вас могут внести в Единый реестр досудебных расследований как заявителя, а не как потерпевшего. Это вызвано тем, что заявителю, по УПК Украины, только сообщается о внесении заявления в Единый реестр досудебных расследований и о принятом решении по уголовному производству, то есть его права значительно уже, чем права потерпевшего. Таким образом, следователь формально выполняет требование УПК Украины (вносит сведения вашего заявления в Единый реестр досудебных расследований), но не берет на себя никакой ответственности за обеспечение ваших прав как потерпевшего, поскольку вносит вас как заявителя. Поэтому при подаче заявления о преступлении необходимо требовать, чтобы соответствующее должностное лицо предупредило вас об уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение о преступлении, а также предоставило вам памятку пострадавшего. Если вы не уверены, что ваше заявление зарегистрировано, вы можете потребовать предоставить вам выписку из Единого реестра, которую обязаны вам предоставить.

По уголовному производству вас должны допрашивать не как свидетеля, а как потерпевшего. В ходе досудебного расследования необходимо активно пользоваться правами потерпевшего (ст. 56 УПК Украины), в частности, заявлять ходатайства о проведении определенных следственных действий. Необходимо постоянно интересоваться, какое решение следователь принял по уголовному производству. Согласно УПК Украины, следователь, в случае закрытия уголовного дела, должен направить копию постановления потерпевшему (заявителю такая копия не направляется). Это постановление вы, как пострадавший, в 10-дневный срок можете обжаловать прокурору или следственному судье.  Во всех случаях, при возникновении непонятных для вас вопросов, вы можете проконсультироваться с нами — позвоните нам на 0 800 309 110, и мы проконсультируем вас, или напишите нам в Онлайн консультацию.

Источник

Об авторе: Олег


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Переселенцы